Главная  Обратная связь  Карта сайта   English
Нажмите, чтобы свернуть/развернуть логотип  свернуть
ДАТА:
Единая система информации об обстановке в Мировом океане. Подпрограмма 10. Федеральная целевая программа «Мировой океан».
 Картинка региона или АРМа
www.morinfocenter.ru Ресурсы / Морской транспорт
 Морской транспорт
Системы безопасности

Системы обеспечения безопасности мореплавания

Комплексная система обеспечения безопасности мореплавания должна содержать не менее трех составляющих. К ним относятся:

  • навигационная безопасность мореплавания;
  • технологическая безопасность;
  • система охранных мероприятий в свете требований Кодекса ОСПС.

Для обеспечения навигационной безопасности мореплавания выполняются мероприятия по созданию подсистем:

  • установленных путей движения судов (УПДС);
  • управления движением судов (СУДС);
  • мониторинга и автоматического сопровождения судов;
  • автоматической информационной системы (АИС);
  • средств навигационного оборудования (СНО);
  • морской радиосвязи, судовых сообщений и обеспечения информацией;
  • правил плавания и других нормативно-правовых актов, регулирующих мореплавание.

Более расширено, эти мероприятия обычно включают:

  • создание и модификацию систем управления движением судов (СУДС), обеспечивающих плавание судов на подходах к портам и в узкостях, на основе радиолокационного контроля местоположения судов на фарватерах (каналах), АИС, и предоставление судам необходимой навигационной информации в случаях возникновения затруднений и при нарушениях режима движения;
  • обеспечение работы морских районов Глобальной морской системы связи при бедствиях (ГМССБ);
  • установление правил плавания на акваториях портов;
  • организация лоцманского, буксирного и ледокольного обеспечения движения судов;
  • создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии системы средств навигационного оборудования – плавучих, береговых, светящих, радиотехнических и пр., для обеспечения возможности высокоточного определения координат судов и ограждения навигационных опасностей;
  • рациональное распределение судопотоков путем создания системы установленных путей движения судов (УПДС), включающие схемы разделения движения, зоны прибрежного плавания, глубоководные пути, специально предназначенные для судов с опасными грузами, места якорных стоянок и др.;
  • обеспечение необходимых габаритов элементов, составляющих акваторию порта: разворотных мест, операционных акваторий причалов, ковшей и бассейнов; возможность непрерывного высокоточного местоопределения судов, гарантирующую их нахождение в отведенных полосах движения при любых условиях видимости;
  • информационное обеспечение судов навигационной и гидрометеорологи-ческой информацией по региону;
  • контроль за положениями судов и соблюдением ими режима плавания, оказание помощи при затруднениях в определении места, а также в аварийных ситуациях;
  • высокую эффективность операций при поиске и спасании, а также при ликвидации последствий аварий;
  • надежную радиосвязь между всеми участниками движения и береговыми лоцманами-операторами, контролирующими движение в обслуживаемой зоне, а также с Морским спасательно-координационным центром (МСКЦ);
  • введение нормативных актов (Правил плавания), определяющих обязанности участников движения с учетом маневренных возможностей судов, характера перевозимого груза, т.д. и систем управления этим движением.

В соответствии с положениями Конвенции СОЛАС в России созданы региональные системы обеспечения безопасности мореплавания по различным бассейнам, внедрены сети контрольно-корректирующих станций ГЛОНАСС\GPS, системы ГМССБ (глобальной морской системы связи при бедствии для обеспечения безопасности), АИС (автоматической идентификационной системы)


Региональные системы обеспечения безопасности мореплавания
  1. Региональная система безопасности мореплавания восточной части Финского залива
  2. Региональная система безопасности мореплавания Калиниградского залива
  3. Региональная СУДС Кольского залива
  4. СУДС и ГМССБ Азовско-Черноморского региона
  5. Региональная СУДС залива Петра Великого


Региональная система безопасности мореплавания восточной части Финского залива
Система управления безопасностью мореплавания в Финском заливе предназначена для комплексного решения задач безопасности мореплавания, охраны окружающей среды и обеспечения государственного контроля на акватории восточной (российской) части Финского залива. Система обеспечивает мониторинг судов в реальном масштабе времени и обмен информацией, значимой для обеспечения безопасности мореплавания. Система базируется на:
  • навигационно-гидрографическом обеспечении (НГО) мореплавания через использование установленных путей движения судов (систем разделения движения, рекомендованных путей, фарватеров, специальных районов и др.), а также средств навигационного оборудования;
  • работе Региональной системы управления движением судов (РСУДС), обеспечивающей контроль за соблюдением режима плавания и организацию движения судов с помощью береговых служб на всем протяжении судоходных путей в российской части Финского залива;
  • работе контрольно-корректирующей станции морской дифференциальной подсистемы Глобальной Навигационной Спутниковой Системы ГЛОНАСС/GPS, обеспечивающей высокоточное (до 10 м с вероятностью 95%) местоопределение судов;
  • эксплуатации системы ГМССБ, районы А1 и А2 которой покрывают всю восточную часть Финского залива;
  • участии в работе международной Системы судовых сообщений Финского залива GOFREP.
Схема
Региональной Системы Безопасности мореплавания
в восточной части Финского залива

Элементы РСБМ
Работа РСБМ основана на совместной работе информационно интегрированных объектов Региональной СУДС Финского залива, к которым относятся:

  • Центр Прибрежной СУДС, расположенный в г. Петродворец
  • Центры Портовых СУДС в морских портах Санкт-Петербург, Приморск, Высоцк, Усть-Луга
  • 14 автоматизированных дистанционно управляемых автоматических радиотехнических постов (ДУ АРТП) в морских портах и на островах Сескар, Соммерс, Гогланд, Котлин, пунктах Петродворец, Бронка, Стрельна, Горки, п-ове Каравалдай
  • Региональный Центр управления связью
  • Центр ССС GOFREP в Петродворце ("Санкт-Петербург-Трафик")

Действующие береговые средства ГМССБ в восточной части Финского Залива
Система ГМССБ состоит из следующих элементов:

  • Центр управления связью Глобальной морской системы связи при бедствии и для безопасности (ЦУС ГМССБ)
  • Приемо-передающие базовые станции для морского района А1 ГМССБ (Санкт-Петербург, Приморск, Высоцк, Горки и Гогланд)
  • Передающая базовая станция для морского района А2 ГМССБ (Каравалдай), Приемная базовая станция для морского района А2 ГМССБ (пос.Горки, временная установка в Приморске)
  • Подсистема связи для морского района А1 ГМССБ (МР А1)
  • Подсистема связи для морского района А2 ГМССБ (МР А2)
Морские районы А1 ГМССБ имеют размеры:
     Базовая станция Санкт-Петербург - радиус 27 миль,
     Базовая станция Приморск - радиус 30 миль,
     Базовая станция Высоцк - радиус 18 миль,
     Базовая станция о. Гогланд - радиус 22 мили.


Региональная система безопасности мореплавания Калиниградского залива

В состав РСБМ Калининградского залива, в соответствии с проектом, должны войти:

  • центр СУДС в г. Балтийск,
  • автоматизированный радиотехнический пост (АРТП) на Балтийской Косе,
  • АРТП на Ижевском повороте,
  • АРТП на п-ве Рыбачий
  • АРТП в пос. Синявино
  • дифференциальная станция ДГНСС GPS/ГЛОНАСС в г. Балтийске.

На АРТП расположены антенны БРЛС (береговой радиолокационной станции) и ОВЧ-связи, базовые станции АИС (на Балтийской косе и п. Синявино), базовая станция ГМССБ.


Расположение объектов РСБМ
и зоны радиолокационного обзора
Расчетные районы действия
базовых станций АИС
Поисково-спасательный район МСКЦ Калининграда*
и районы действия БС ГМССБ

* Примечание. В соответствии с утвержденным планом Госморспасслужбы России от 29 апреля 2002г.


В настоящее время ведутся строительные работы. Ввод в эксплуатацию РСБМ Калининградского залива запланирован в конце 2008 года.
В октябре 2008 г. дифференциальная станция ДГНСС GPS/ГЛОНАСС в г. Балтийске введена в опытную эксплуатацию.


Региональная СУДС Кольского залива
Система УДС и морской радиосвязи Мурманского филиала ФГУП "Росморпорт" в Кольском заливе предназначена для решения комплекса задач по обеспечению безопасности мореплавания, охраны окружающей среды и государственного контроля в внутренних водах Кольского залива и на подходах к нему.
На настоящий момент она состоит из следующих объектов:
  • Центр СУДС, расположенный на западном берегу Кольского залива (Абрам-мыс);
  • АРТП, оборудованные БРЛС и средствами связи, расположенные на мысах Мишуков, Крестовый, Сеть-Наволок.

Предполагается включение в состав СУДС радарного поста рыбного порта.
Разработан проект сооружения Контрольно-корректирующей станции МДПС ГНСС на мысе Цып-Наволок (п-в Рыбачий).
Расположение объектов РСБМ
в Кольском заливе


Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ)

Существующая ГМССБ предназначена для создания системы оповещения о бедствии в морской спасательно-координационный центр (МСКЦ) и организации поиско-спасательных операций в регионе с минимальными затратами времени.
Элементы ГМССБ:
  • базовые станции, установленные на Абрам-мысе,
  • АРТП мыс Крестовый
  • АРТП мыс Сеть-Наволок
  • Центр управления и МСКЦ
Район А1 ГМССБ в Кольском заливе

СУДС и ГМССБ Азовско-Черноморского региона

В настоящее время в регионе функционируют две СУДС высшей категории - СУДС морского порта Новороссийск и СУДС морского порта Туапсе и системы УДС 1 и 2 категории, к которым относятся: СУДС морского порта Темрюк, СУДС морского порта Кавказ и СУДС морского порта Сочи.

СУДС порта Новороссийск состоит из следующих объектов:

  • Центр СУДС, расположенный в г. Новороссийск
  • пост «Геленджик», расположенный на южном склоне горы Дооб
  • пост «Дооб», расположенный на северном склоне горы Дооб
  • пост «Пенай», расположенный на мысе Пенай
  • пост «Южная Озеревка»
  • 4 удаленных терминала, установленных в различных службах

Радиолокационная и АИС информация передается в военно-морскую базу порта Новороссийск. Система УКВ радиосвязи состоит из двух разнесенных базовых станций установленых в центре СУДС и на посту Геленджик. Базовая станция АИС установлена на радиоцентре Дооб.

СУДС морского порта Туапсе состоит из:

  • Центра СУДС, расположенного в морском порту на башне портнадзора
  • Двух АРТП, расположенных на горе Паук и на башне Центра СУДС, оборудованных БРЛС, антеннами РЛ и ОВЧ связи
  • Удаленных терминалов СУДС, установленных в башне портнадзора и здании АМП Туапсе

СУДС морского порта Сочи состоит из:

  • Центра СУДС
  • радиотехнического поста (РТП)
  • метеорологической станции СУДС
Центр СУДС и РТП располагаются в здании морского вокзала порта Сочи по адресу: г. Сочи, ул. Войкова, 1. В Центре СУДС располагаются аппаратура обработки, отображения и документирования радиолокационной, аудио- и видеоинформации, и автоматизированное рабочее место оператора СУДС. Центр возвышается над уровнем моря на 19,5 метров.
Метеорологическая станция СУДС установлена на маяке Южного мола.

Ведется работа по проектированию и строительству нового центра СУДС в порту Кавказ и проектирование СУДС в порту Тамань. СУДС порта Кавказ включает АРТП на косе Тузла и на мысе Ахиллеон. После ввода в эксплуатацию АРТП на мысе Ахиллеон и завершения строительства нового Центра и АРТП будет завершено создание СУДС Керченского пролива. Тем самым создадутся предпосылки для создания Региональной системы безопасности мореплавания Керченского пролива с Центром в порту Кавказ и субцентром в порту Темрюк.


Действующие береговые средства ГМССБ Азовско-Черноморского региона

Работы по созданию берегового сегмента ГМССБ в зоне ответственности Российской Федерации на Черном и Азовском морях были начаты в 1996 году. К 1 февраля 1999 года были введены в эксплуатацию восемь морских районов ГМССБ от Таганрога до Сочи:

  1. Морской район А1 Береговая станция (БС) на горе Дооб, г. Геленджик.
  2. Морской район А1 БС на горе Ахун , г. Сочи.
  3. Морской район А1 БС на горе Лысая, г. Анапа.
  4. Морской район А2 БС на горе Дооб, г. Геленджик.
  5. Морской район А1 БС г. Темрюк.
  6. Морской район А2 БС г. Темрюк.
  7. Морской район А1 БС г. Таганрог.
  8. Морской район А2 БС г. Таганрог.
Центр управления связи ГМССБ Азово-Черноморского филиала ФГУП «Росморпорт» и Морской спасательно-координационный центр (МСКЦ) расположены на территории Морской Государственной академии имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.

В состав системы входят два крупнейших радиоцентра – радиоцентр «Геленджик» (гора Дооб) и радиоцентр «Темрюк».

В рамках проводимой модернизации ГМССБ и развития восточного побережья Азовского моря, планируется произвести интеграцию действующих станций ГМССБ, расположенных в городах Ростов, Приморско-Ахтарск, Ейск в единую национальную сеть Базовых станций ГМССБ Азово-Черноморского региона.


Региональная СУДС залива Петра Великого

Региональная СУДС в заливе Петра Великого образована на основе информационной интеграции и координированной деятельности СУДС порта Владивосток и СУДС залива Находка, дополняемых радиотехническими постами и оборудованием, обеспечивающими контроль обстановки и взаимодействие с судами в заливе Посьета и в открытой части залива Петра Великого.

Региональная СУДС в современном виде включает центры СУДС Владивосток и СУДС Находка, расположенные соответственно на мысе Назимова и мысе Каменского, одновременно являющиеся субцентрами региональной СУДС.

На центр СУДС Находка замыкаются радиотехнические посты (РТП) на мысах Астафьева, Поворотном, Сысоева, а также на Находкинском радиотелевизионном передающем центре (ТВ Находка), где размещена базовая станция ОВЧ связи РСУДС.

На центр СУДС Владивосток замыкаются РТП на о. Елены (мыс Ларионова), РТП "Золотой Рог", на мысе Брюса, п-ве Зарубина, г. Постовая (порт Посьет), а также на г. Горсоветская и г. Туманная, где размещены базовые станции ОВЧ связи РСУДС.

Объекты и рабочие зоны региональной СУДС залива Петра Великого

На акваториях портов Владивосток, Находка, Восточный, Посьет, Зарубино и портопункта Славянка и на подходах к ним региональная СУДС действует как портовая СУДС, выполняя функции информационного обеспечения, контроля, организации и регулирования движения судов, а также оказания помощи в судовождении.

В открытой части залива Петра Великого региональная СУДС действует как прибрежная СУДС, выполняя функции информационного обеспечения и контроля движения судов.

Район действия региональной СУДС залива Петра Великого распространяется на внутренние морские воды залива Петра Великого и прилегающее к заливу Петра Великого территориальное море Российской Федерации, ограниченное с востока меридианом 133 градуса 43 минуты восточной долготы.

Район действия Региональной СУДС подразделяется на пять секторов.


Действующие береговые средства ГМССБ в заливе Петра Великого

К настоящему времени в южной части Дальневосточного бассейна реализована и функционирует следующая береговая инфраструктура Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ):

  • морские районы А1 и А2 ГМССБ в заливе Петра Великого и прилегающей части Японского моря;
  • районы А1 и А2 в южной части острова Сахалин, включая подходы к портам Холмск, Невельск, Корсаков, залив Анива и южную часть Татарского пролива;
  • районы А1 и А2 на подходах к портам Ванино и Советская Гавань, включая среднюю часть Татарского пролива (находятся в опытной эксплуатации).
Береговая инфраструктура ГМССБ в южной части Дальневосточного бассейна
Официальный портал Подпрограммы 10 «Единая система информации об обстановке в Мировом океане» в рамках ФЦП Мировой океан.
Дата обновления: 22/05/2006   Дата создания: 22/05/2006   Количество просмотров всего (сегодня):  327509 (+7)
Портал разработан Центром океанографических данных ВНИИГМИ-МЦД. и ЗАО "ЦНИИМФ"
Контакты - webmaster@cniimf.ru
© 1998-2006 Соглашение об использовании