Состояние и развитие морского транспортного флота за период 1992-2007 гг.
Морской транспорт является составной частью единой транспортной системы
Российской Федерации. Его роль в национальной экономике существенно отличается
от других видов транспорта.
Морской транспорт - это главное материальное средство реализации внешней
торговли и международных экономических связей России. Около 60% внешнеторгового
грузооборота России осуществляется с участием со-временной материально-технической
базы морского транспорта Российской Федерации: транспортного и обеспечивающих
видов флота, морских портов и перегрузочных комплексов, транспортных коридоров и
современных систем обеспечения безопасности мореплавания.
Основой морского транспорта является флот.
Россия среди других морских держав занимает в 2007 году 30 место по тоннажу флота,
если исходить из формальной регистрации судов под национальным флагом. Но
фактически - по общему тоннажу всего контролируемого флота, то есть с учетом
судов российских судовладельцев под "удобными" флагами - наша страна, по подсчетам
иностранных экспертов, находится на 13-м месте в мире, сразу после Великобритании,
Дании и опережая такие страны, как Италия, Турция.
В составе морского флота, контролируемого Россией, по состоянию на 01.02.2007 г.
можно выделить следующие группы судов (табл. 1):
- флот морских пароходств - 174 судна общим дедвейтом 2,2 млн.т, что составляет
14,4% от общего тоннажа флота России;
- флот прочих судоходных компаний России, в том числе суда смешанного "река-море"
плавания речных пароходств, зарегистрированные в морских портах России и
используемые на перевозках грузов морем - 1206 судов общим дедвейтом 3,9 млн. т (25,2 %);
- флот судоходных компаний России, зарегистрированный под иностранными флагами - 156
судов общим дедвейтом 9,2 млн.т (60,3%), в том числе флот ОАО "Совкомфлот" - 58
судов общим дедвейтом 4,4 млн.т (28,6%).
Таблица 1:
Морской транспортный флот России по районам регистрации судов на 01.02.2007 г. |
Пароходство,порт приписки |
Флот морских пароходств |
Флот прочих судоходных компаний |
Итого под флагом России |
Флот компаний под иностранными флагами |
Всего флот, контролируемый Россией |
ед. |
тыс. т |
ед. |
тыс. т |
ед. |
тыс. т |
ед. |
тыс. т |
ед. |
тыс. т |
Северное МП (Архангельск) |
36 |
216,8 |
22 |
50.1 |
58 |
266,9 |
8 |
39,7 |
66 |
306,6 |
Мурманское МП (Мурманск) |
33 |
728,4 |
47 |
199,9 |
80 |
928,3 |
12 |
290,8 |
92 |
1219,1 |
Балтийское МП (Санкт-Петербург, Калининград) |
- |
- |
344 |
1219,7 |
344 |
1219,7 |
- |
- |
344 |
1219,7 |
Новороссийское МП (Новороссийск, Туапсе, Таганрог) |
12 |
327,2 |
283 |
990,7 |
295 |
1317,9 |
50 |
3460,2 |
345 |
4778,1 |
Северо-Каспийское МП (Астрахань, Махачкала) |
2 |
6,5 |
139 |
534,4 |
141 |
540,9 |
- |
- |
141 |
540,9 |
Дальневосточное МП (Владивосток) |
44 |
646,5 |
126 |
371,6 |
170 |
1018,1 |
17 |
296,0 |
187 |
1314,1 |
Сахалинское МП (Холмск, Ванино, Корсаков) |
20 |
125,5 |
68 |
117,9 |
88 |
243,4 |
- |
- |
88 |
243,4 |
Камчатское МП (Петропавловск-Камчатский, Магадан) |
- |
- |
73 |
89,7 |
73 |
89,7 |
- |
- |
73 |
89,7 |
Приморское МП (Находка) |
10 |
89,1 |
104 |
288,2 |
114 |
377,3 |
11 |
769,2 |
125 |
1146,5 |
Арктическое МП (Тикси) |
17 |
67,2 |
- |
- |
17 |
67,2 |
- |
- |
17 |
67,2 |
ОАО "Совкомфлот" |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
58 |
4378,0 |
58 |
4378,0 |
ИТОГО: |
174 |
2207,2 |
1206 |
3862,2 |
1380 |
6069,4 |
156 |
9233,9 |
1536 |
15303,3 |
Таким образом, общее количество судов морского транспортного флота, контролируемого
Россией, по состоянию на начало 2007 года составляет 1536 судов общим дедвейтом
15,3 млн.т, из которых 60,3% тоннажа эксплуатируется под иностранными флагами.
В 1992 году эта величина составляла только 18,4%.
Кроме того, в Российском международном реестре судов на начало 2007 года
зарегистрировано 140 судов общим дедвейтом около 600 тыс. т., в основном,
это суда смешанного река-море плавания.
Динамика наличия морского транспортного флота, контролируемого Россией, за
период 1992-2006 годы приведена в табл. 2-9.
Статистические данные показывают, что, в целом, флот, контролируемый Россией,
за этот период изменился: по дедвейту флот увеличился на 17,8%, а по числу
судов увеличился - в 1,8 раза.
Однако структура флота существенно изменилась по ряду признаков:
- Флот морских пароходств сократился с 10,6 млн.т до 2,2 млн.т, т.е. в 4,8 раза.
К настоящему времени уже не существует Балтийского пароходства, нет ни одного
судна на балансе Камчатского пароходства, флот Сахалинского пароходства
сократился на 67%, Новороссийского - на 92%, Северного на 63,0%,
Приморского - на 80,0%, Дальневосточного - на 65,6% (табл. 7-9).
Однако следует отметить, что в последние годы темпы выбытия флота с баланса
Морских пароходств существенно снизились. Если в 1995-1998 гг. выбытие флота
составляло 1,0-1,6 млн.т дедвейта в год, то в 1999 году - 0,6 млн.т, а в
2000-2005 годах всего по 0,2 млн. тонн. В 2006 году выбытие флота составило
207,5 тыс. тонн, в том числе флот Дальневосточ-ного пароходства - 90,0 тыс.
тонн и флот Приморского пароходства - 62,0 тыс. тонн.
- Появился флот прочих судоходных компаний, за счет списания судов с
баланса морских и речных пароходств, за счет перевода судов из других
отраслей (рыбопромысловый и военный флот), а также за счет строительства
новых судов для малых судоходных компаний. Средний дедвейт судов таких
судоходных компаний составляет 3,2 тыс.т, средний возраст - 24,0 года.
Однако в составе этих компаний насчитывается 27 судов возрастом до 5 лет,
и 50 судов возрастом до 10 лет.
- В состав флота прочих судоходных компаний входят также суда смешанного
"река-море" плавания речных пароходств, зарегистрирован-ные в морских портах
России и используемые на перевозках грузов морем. Таких судов насчитывается
около 400 единиц общим дедвейтом 1,2 млн. тонн.
- Флот под иностранными флагами, контролируемый Россией, за анализируемый
период увеличился в 3,9 раза (табл. 4-6).
Основными причинами такой динамики являются:
- высокая доля налогов (включая сборы, пошлины и другие отчисления) в
стоимости транспортных услуг, особенно по сравнению с компаниями стран
"удобного флага", с которыми конкурирует флот России на мировом фрахтовом
рынке;
- 90% новых судов, построенных для российских судовладельцев,
регистрируются под иностранные флаги, так как флот, в основном, строится на
кредиты зарубежных банков. Для обеспечения возвратности своих вложений
иностранные кредиторы требуют регистрации новых судов в странах
"удобного" флага, и российские судовладельцы вынуждены выполнять эти требования.
Наряду с сокращением балансового флота морских пароходств для анализируемого
периода характерна устойчивая тенденция по обновлению флота России,
эксплуатируемого под иностранными флагами. Так, в Приморском пароходстве в 2006
году под иностранными флагами эксплуатировалось флота в 8,6 раза больше, чем
под российским флагом, в Новорос-сийском пароходстве больше в 10,5 раза (табл. 13).
- Структура флота, контролируемого Россией, по назначениям судов также
значительно изменилась (табл. 2-3).
Доля сухогрузного флота уменьшилась на 1,5 млн. т дедвейта (на 22,8%),
а доля наливного флота увеличилась на 5,8 млн. т дедвейта (в 2,3 раза),
доля комбинированного флота уменьшилась на 1,9 млн. т (в 17 раз).
В составе сухогрузного флота за анализируемый период сократилась доля
специализированных судов:
- судов типа "РО-РО" - в 7,6 раз;
- паромов - в 1,6 раза;
- ледокольно-транспортных судов - в 1,8 раза;
- лесовозов - в 3,3 раза;
Увеличилась лишь доля рефрижераторных судов (в 3,8 раза) за счет перевода
небольших судов рыбопромыслового флота и приобретения судов, бывших в эксплуатации.
Доля судов универсального назначения по дедвейту увеличилась в 1,5 раза, а по
числу судов увеличилась в 3,6 раза, в основном, за счет судов "река-море" плавания.
Доля сухогрузных судов под национальным флагом составляет 72,0%, а под
иностранными флагами всего 8%.
В составе наливного флота можно отметить появление специализированных танкеров
для перевозки химических грузов.
Наиболее интенсивно морской флот России за последние годы пополнялся именно за
счет танкеров, при этом 80,0% всех наливных судов зарегистрировано под
иностранными флагами, со средним возрастом до 10 лет. Исходя из вышесказанного,
можно отметить, что Россия располагает современным конкурентоспособным наливным
флотом и продолжает его развивать дальше.
- Возрастная структура морского флота, контролируемого Россией, такова
(табл. 7):
- флот морских пароходств - средний возраст судов (по числу судов) на начало
2007 года составляет - 25,4 года;
- флот прочих судоходных компаний - 24,0 года;
- флот оффшорных компаний - 10,9 лет;
- флот ОАО "Совкомфлот" - 7,9 года.
Таким образом, можно отметить, что средний возраст судов под флагом
Российской Федерации составляет более 24,7 года, а под иностранными флагами - 9,4 года.
Доля судов возрастом свыше 15 лет в составе флота морских пароходств составляет
более 75%, прочих судоходных компаний - 71%, а в составе флота под иностранными
флагами таких судов всего 10%. Практически нет таких судов в ОАО "Совкомфлот".
Таблица 2:
Состав морского флота, контролируемого Россией, по назначениям (по состоянию на 01.2007 г.) |
Вид флота, назначение |
Всего флот контролируемый Россией |
в том числе |
Флот морских пароходств |
Флот прочих компаний |
Флот компаний под иностранным флагом |
Флот ОАО "Совкомфлот" |
ед. |
тыс. т |
ед. |
тыс. т |
ед. |
тыс. т |
ед. |
тыс. т |
ед. |
тыс. т |
Сухогрузный флот |
1024 |
5071,4 |
147 |
1673,4 |
830 |
2675,0 |
37 |
626,4 |
10 |
96,6 |
в т.ч. Рефрижераторы |
154 |
313,9 |
2 |
0,5 |
152 |
313,4 |
- |
- |
- |
- |
Ролкеры |
6 |
30,1 |
5 |
27,1 |
- |
- |
1 |
3,0 |
- |
- |
Паромы |
10 |
13,2 |
2 |
5,2 |
8 |
8,0 |
- |
- |
- |
- |
Многоцелевые |
10 |
96,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10 |
96,6 |
Универсальные |
691 |
2412,2 |
22 |
113,9 |
668 |
2296,1 |
1 |
2,2 |
- |
- |
Ледокольно-транспортные |
14 |
284,5 |
11 |
224,7 |
- |
- |
3 |
59,8 |
- |
- |
Лесовозы |
68 |
456,9 |
61 |
419,4 |
- |
- |
7 |
37,5 |
- |
- |
Контейнеровозы |
27 |
398,1 |
12 |
142,9 |
1 |
33,2 |
14 |
222,0 |
- |
- |
Навалочные |
44 |
1065,9 |
32 |
739,7 |
1 |
24,3 |
11 |
301,9 |
- |
- |
Наливной флот |
423 |
10087,1 |
23 |
528,8 |
292 |
1053,4 |
61 |
4229,4 |
47 |
4275,5 |
в т.ч. Танкеры |
399 |
9233,9 |
23 |
528,8 |
287 |
1035,6 |
58 |
4090,5 |
31 |
3579,0 |
Химовозы |
20 |
727,3 |
- |
- |
5 |
17,8 |
3 |
138,9 |
12 |
570,6 |
Газовозы |
4 |
125,9 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
125,9 |
Комбинированный флот |
36 |
119,0 |
- |
- |
36 |
119,0 |
- |
- |
- |
- |
Пассажирский флот |
53 |
25,7 |
4 |
5,0 |
48 |
14,9 |
- |
- |
1 |
5,8 |
ТРАНСПОРТНЫЙ ФЛОТ |
1536 |
15303,3 |
174 |
2207,2 |
1206 |
3862,2 |
98 |
4855,9 |
58 |
4378,0 |
Таблица 3:
Динамика морского флота, контролируемого Россией,
за 1992-2007 г.г. по назначениям
|
Вид флота, назначение |
Всего флот, контролируемый Россией |
Отношение 2007г./1992 г. по дедвейту |
01.1992 г. |
01.2007 г. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
% |
Сухогрузный флот |
690 |
6562,5 |
1024 |
5071,4 |
77,2 % |
в т.ч. Тяжеловозы |
2 |
6,4 |
- |
- |
- |
Рефрижераторы |
19 |
82,9 |
154 |
313,9 |
378,6 % |
Ролкеры |
25 |
229,9 |
6 |
30,1 |
13,1 % |
Паромы |
9 |
20,7 |
10 |
13,2 |
63,7 % |
Многоцелевые |
28 |
415,8 |
10 |
96,6 |
23,2 % |
Универсальные |
194 |
1644,8 |
691 |
2412,2 |
146,6 % |
Лихтеровозы |
2 |
73,9 |
- |
- |
0 |
Ледок-транспортные |
31 |
484,2 |
14 |
284,5 |
58,7 % |
Лесовозы |
270 |
1514,9 |
68 |
456,9 |
30,1 % |
Контейнеровозы |
44 |
719,8 |
27 |
398,1 |
55,3 % |
Навалочные |
56 |
1274,0 |
44 |
1065,9 |
83,6 % |
Барже-буксирные |
10 |
96,1 |
- |
- |
0 |
Наливной флот |
123 |
4335,7 |
42396,1 |
10087,1 |
232,6 % |
в т.ч. Танкеры |
118 |
4315,7 |
399 |
9233,9 |
213,9 % |
Химовозы |
- |
- |
20 |
727,3 |
100,0 % |
Газовозы |
|
|
4 |
125,9 |
100,0 % |
Виновозы |
5 |
20,0 |
|
|
0 |
Комбинированный флот |
22 |
2047,1 |
36 |
119,0 |
5,8 % |
Пассажирский флот |
27 |
35,3 |
53 |
25,7 |
72,8 |
ТРАНСПОРТНЫЙ ФЛОТ |
862 |
12980,6 |
1536 |
15303,30 |
117,8 % |
Таблица 4:
Наличие морского транспортного флота,
контролируемого Россией, за период 1992-1997 гг.
|
|
Наличие на 01.1992г. |
Наличие на 01.1993г. |
Наличие на 01.1994г. |
Наличие на 01.1995г. |
Наличие на 01.1996г. |
Наличие на 01.1997г. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
1. Флот под флагом России |
799 |
10593,6 |
782 |
10348,1 |
757 |
9235,8 |
877 |
9533,7 |
1083 |
10113,1 |
1020 |
9098,2 |
1.1 Флот морских пароходств |
799 |
10593,6 |
782 |
10348,1 |
692 |
9021,8 |
688 |
8724,9 |
574 |
7589,5 |
464 |
6358,8 |
1.2 Флот СП, арендованный флот |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
22 |
401,0 |
27 |
412,6 |
29 |
446,6 |
1.3 Флот прочих судоходных компаний, с учетом судов река-море плавания |
- |
- |
- |
- |
65 |
214,0 |
189 |
808,8 |
482 |
2111,0 |
527 |
2292,2 |
2. Флот под иностранным флагом, контролируемый Россией |
63 |
2387,0 |
113 |
3777,3 |
161 |
4600,5 |
173 |
4895,2 |
176 |
5192,2 |
196 |
5966,2 |
2.1 Флот оффшорных компаний морских пароходств |
14 |
371,0 |
42 |
623,7 |
87 |
1305,8 |
99 |
1600,5 |
105 |
1987,5 |
126 |
2891,8 |
2.2 Флот ОАО "Совкомфлот" |
49 |
2016,0 |
71 |
3153,6 |
74 |
3294,7 |
74 |
3294,7 |
71 |
3204,7 |
70 |
3074,7 |
Всего флот, контролируемый Россией |
862 |
12980,6 |
895 |
14125,4 |
918 |
13836,3 |
1050 |
14428,9 |
1259 |
15305,3 |
1216 |
15064,9 |
Таблица 5:
Наличие морского транспортного флота,
контролируемого Россией, за период 1998-2003 гг.
|
|
Наличие на 01.1998г. |
Наличие на 01.1999г. |
Наличие на 01.2000г. |
Наличие на 01.2001г. |
Наличие на 01.2002г. |
Наличие на 01.2003г. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
1. Флот под флагом России |
1014 |
6819,1 |
866 |
5297,4 |
737 |
4516,4 |
1313 |
6259,1 |
1291 |
6238,6 |
1292 |
6171,1 |
1.1 Флот морских пароходств |
326 |
4841,2 |
293 |
3860,7 |
247 |
3275,1 |
233 |
3127,4 |
218 |
2962,4 |
198 |
2699,3 |
1.2 Флот прочих судоходных компаний, с учетом судов река-море плавания |
636 |
1677,4 |
565 |
1373,0 |
490 |
1241,3 |
1080 |
3131,7 |
1073 |
3276,2 |
1094 |
3472,4 |
2. Флот под иностранным флагом, контролируемый Россией |
201 |
5945,5 |
199 |
6379,4 |
186 |
6726,4 |
188 |
6865,5 |
183 |
6633,8 |
178 |
6957,2 |
2.1 Флот оффшорных компаний морских пароходств |
132 |
2925,3 |
128 |
3154,6 |
109 |
3464,5 |
111 |
3603,6 |
111 |
3603,6 |
108 |
3448,2 |
2.2 Флот ОАО "Совкомфлот" |
69 |
3020,0 |
71 |
3224,8 |
77 |
3261,9 |
77 |
3261,9 |
72 |
3030,2 |
70 |
3509,0 |
Всего флот, контролируемый Россией |
1215 |
12764,6 |
1065 |
11676,8 |
923 |
11242,8 |
1501 |
13124,6 |
1474 |
12872,4 |
1470 |
13128,9 |
Таблица 6:
Наличие морского транспортного флота,
контролируемого Россией, за период 2004-2007 гг.
|
|
Наличие на 01.2004г. |
Наличие на 01.2005г. |
Наличие на 01.2006г. |
Наличие на 01.2007г. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
1. Флот под флагом России |
1384 |
6528,4 |
1425 |
6660,3 |
1416 |
6419,0 |
1380 |
6069,4 |
1.1 Флот морских пароходств |
204 |
2667,3 |
200 |
2594,2 |
196 |
2414,7 |
174 |
2207,2 |
1.2 Флот прочих судоходных компаний, с учетом судов река-море плавания |
1180 |
3915,1 |
1225 |
4066,1 |
1220 |
4004,3 |
1070 |
3363,6 |
1.3 Флот, зарегестрированный в Российском международном реестре судов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
136 |
498,6 |
2. Флот под иностранным флагом, контролируемый Россией |
147 |
7425,8 |
128 |
6894,6 |
130 |
7960,6 |
156 |
9233,9 |
2.1 Флот оффшорных компаний морских пароходств |
87 |
3660,8 |
83 |
3631,6 |
80 |
4012,4 |
98 |
4855,9 |
2.2 Флот ОАО "Совкомфлот" |
60 |
3765,0 |
45 |
3263,0 |
50 |
3948,2 |
58 |
4378,0 |
Всего флот, контролируемый Россией |
1531 |
14008,2 |
1553 |
13554,9 |
1546 |
14379,6 |
1536 |
15303,3 |
Таблица 7:
Наличие транспортных судов морских пароходств
России на балансе и эксплуатируемых под флагом России за период 1992-1997 гг.
|
Параходства |
Наличие на 01.1992г. |
Наличие на 01.1993г. |
Наличие на 01.1994г. |
Наличие на 01.1995г. |
Наличие на 01.1996г. |
Наличие на 01.1997г. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
Северное |
118 |
592,3 |
112 |
563,2 |
106 |
532,7 |
105 |
536,2 |
100 |
515,4 |
89 |
469,7 |
Мурманское |
63 |
871,2 |
63 |
871,2 |
46 |
641,2 |
41 |
616,0 |
38 |
575,9 |
36 |
569,5 |
Балтийское |
168 |
1888,2 |
167 |
1882,4 |
138 |
1561,2 |
116 |
1319,3 |
76 |
813,2 |
27 |
357,4 |
Новороссийское |
84 |
4261,3 |
83 |
4132,3 |
75 |
3590,8 |
74 |
3550,2 |
69 |
3221,7 |
60 |
2796,2 |
Северо-Каспийское |
- |
- |
- |
- |
1 |
1,2 |
2 |
4,0 |
2 |
4,0 |
2 |
4,0 |
Дальневосточное |
183 |
1878,6 |
175 |
1797,1 |
169 |
1767,9 |
169 |
1773,6 |
149 |
1597,7 |
134 |
1458,0 |
Сахалинское |
78 |
386,9 |
76 |
378,2 |
56 |
259,4 |
70 |
349,1 |
60 |
288,2 |
51 |
251,1 |
Камчатское |
44 |
196,6 |
45 |
200,4 |
44 |
198,8 |
36 |
165,8 |
31 |
142,8 |
21 |
113,5 |
Приморское |
38 |
429,6 |
38 |
434,5 |
35 |
381,2 |
33 |
327,0 |
27 |
286,9 |
22 |
255,7 |
Арктическое |
23 |
88,1 |
23 |
88,1 |
22 |
83,7 |
22 |
83,7 |
22 |
83,7 |
22 |
83,7 |
Итого |
799 |
10592,8 |
782 |
10347,4 |
692 |
9018,1 |
668 |
8724,9 |
574 |
7589,5 |
464 |
6358,8 |
Таблица 8:
Наличие транспортных судов морских пароходств
России на балансе и эксплуатируемых под флагом России
за период 1998-2003 гг.
|
Параходства |
Наличие на 01.1998г. |
Наличие на 01.1999г. |
Наличие на 01.2000г. |
Наличие на 01.2001г. |
Наличие на 01.2002г. |
Наличие на 01.2003г. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
Северное |
69 |
368,7 |
44 |
285,0 |
40 |
239,8 |
35 |
209,8 |
34 |
209,8 |
36 |
215,6 |
Мурманское |
29 |
515,7 |
28 |
511,1 |
29 |
513,9 |
33 |
574,4 |
32 |
566,9 |
31 |
554,8 |
Балтийское |
4 |
38,2 |
2 |
31,5 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Новороссийское |
52 |
2152,2 |
41 |
1407,7 |
32 |
1077,0 |
30 |
1029,2 |
27 |
914,3 |
23 |
84,2 |
Северо-Каспийское |
2 |
4,0 |
2 |
4,0 |
1 |
2,7 |
3 |
7,1 |
3 |
7,0 |
5 |
415,4 |
Дальневосточное |
108 |
1233,6 |
91 |
1145,1 |
84 |
1090,4 |
77 |
1005,4 |
74 |
988,9 |
63 |
819,1 |
Сахалинское |
41 |
206,4 |
33 |
168,3 |
15 |
57,3 |
15 |
57,3 |
15 |
57,3 |
8 |
35,9 |
Камчатское |
19 |
89,7 |
17 |
83,9 |
9 |
38,6 |
7 |
28,5 |
- |
- |
- |
- |
Приморское |
16 |
149,1 |
16 |
149,1 |
16 |
149,1 |
16 |
149,1 |
16 |
151,6 |
16 |
151,7 |
Арктическое |
22 |
83,7 |
19 |
74,9 |
19 |
74,9 |
17 |
66,6 |
17 |
66,6 |
16 |
62,5 |
Итого |
7362 |
4841,3 |
293 |
3860,9 |
247 |
3275,1 |
233 |
3127,4 |
218 |
2962,4 |
198 |
2699,3 |
Таблица 9:
Наличие транспортных судов морских пароходств
России на балансе и эксплуатируемых под флагом России за период 2004-2007 гг.
|
Параходства |
Наличие на 01.2004г. |
Наличие на 01.2005г. |
Наличие на 01.2006г. |
Наличие на 01.2007г. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
ед. |
тыс.т. |
Северное |
36 |
215,6 |
37 |
220,2 |
37 |
220,2 |
36 |
216,8 |
Мурманское |
34 |
612,6 |
33 |
607,9 |
35 |
771,8 |
33 |
728,4 |
Балтийское |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Новороссийское |
17 |
674,2 |
16 |
618,4 |
12 |
325,3 |
12 |
327,2 |
Северо-Каспийское |
6 |
21,0 |
5 |
16,3 |
4 |
14,2 |
2 |
6,5 |
Дальневосточное |
61 |
819,0 |
57 |
790,7 |
55 |
736,6 |
44 |
646,5 |
Сахалинское |
17 |
106,7 |
19 |
122,4 |
20 |
128,4 |
20 |
125,5 |
Камчатское |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Приморское |
16 |
151,5 |
16 |
151,5 |
16 |
151,5 |
10 |
89,1 |
Арктическое |
17 |
66,7 |
17 |
66,7 |
17 |
66,7 |
17 |
67,2 |
Итого |
204 |
2667,3 |
200 |
2594,2 |
196 |
2414,7 |
174 |
2207,2 |
Таблица 10:
Средний возраст флота, контролируемого Россией, по назначениям (по состоянию на 01.2007 г.) |
Вид флота, назначение |
Флот морских пароходств |
Флот прочих компаний |
Флот компаний под иностранным флагом |
Флот ОАО "Совкомфлот" |
по числу судов |
по дедвейту |
по числу судов |
по дедвейту |
по числу судов |
по дедвейту |
по числу судов |
по дедвейту |
Сухогрузный флот |
25,93 |
24,8 |
24,1 |
23,7 |
14,8 |
15,0 |
16,5 |
16,5 |
в т.ч.> Рефрижераторы |
22,0 |
22,0 |
23,1 |
25,0 |
- |
- |
- |
- |
Ролкеры |
26,4 |
26,4 |
- |
- |
17,0 |
17,0 |
- |
- |
Паромы |
20,0 |
19,6 |
27,4 |
23,4 |
- |
- |
- |
- |
Многоцелевые |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
16,5 |
16,5 |
Универсальные |
27,5 |
22,6 |
24,3 |
23,5 |
22,0 |
22,0 |
- |
- |
Ледокольно-транспортные |
21,5 |
21,9 |
- |
- |
24,3 |
24,3 |
- |
- |
Лесовозы |
27,1 |
28,4 |
- |
- |
13,4 |
14,1 |
- |
- |
Контейнеровозы |
26,6 |
27,8 |
19,0 |
19,0 |
8,2 |
8,3 |
- |
- |
Навалочные |
24,5 |
23,5 |
29,0 |
29,0 |
19,9 |
17,9 |
- |
- |
Наливной флот |
21,0 |
20,3 |
23,7 |
19,9 |
8,6 |
6,4 |
7,0 |
6,5 |
в.т.ч. Танкеры |
21,0 |
20,3 |
23,6 |
19,7 |
8,6 |
6,3 |
5,1 |
5,8 |
Химовозы |
- |
- |
28,8 |
31,2 |
9,0 |
9,0 |
7,2 |
7,2 |
Газовозы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Комбинированный флот |
- |
- |
26,6 |
26,7 |
- |
- |
- |
- |
Пассажирский флот |
30,8 |
28,8 |
21,5 |
19,2 |
- |
- |
38,0 |
38,0 |
ТРАНСПОРТНЫЙ ФЛОТ |
25,4 |
23,8 |
24,0 |
22,7 |
10,9 |
7,5 |
7,86 |
6,8 |
Сравнительный анализ возрастных характеристик мирового и российского флота
показывает, что средний возраст судов под российским флагом практически по всем
назначениям судов превышает данные по мировому флоту (табл. 11) . Однако,
средний возраст флота, контролируемого Россией, под иностранными флагами по всем
назначениям, за исключением пассажирского флота, ниже среднего возраста судов
мирового флота, даже в сравнении с флотом, зарегистрированным в странах основных
"удобных" флагов.
Таблица 11:
Средний возраст судов мирового и российского флота (по состоянию на 1 января 2007 г.)
|
Назначения судов |
Мировой флот |
Флот, контролируемый Россией |
под отечественным флагом |
под иностранным флагом |
Танкеры |
17,7 |
22,4 |
6,9 |
Химовозы |
17,9 |
28,8 |
8,1 |
Газовозы |
16,0 |
- |
25,7 |
Балкеры |
15,4 |
26,7 |
19,9 |
Комбинированные суда |
19,3 |
26,6 |
25,7 |
Контейнеровозы |
10,8 |
22,8 |
8,2 |
Суда универсального назначения |
24,1 |
25,9 |
22,0 |
Рефрижераторы |
20,5 |
22,6 |
- |
Ролкеры |
19,5 |
26,4 |
17,0 |
Специализированные суда |
19,8 |
26,4 |
16,5 |
Пассажирские суда |
22,2 |
26,2 |
38,0 |
Паромы |
22,3 |
23,7 |
- |
Транспортный флот |
19,133 |
24,7 |
9,4 |
Заказы на строительство новых судов размещаются как на судостроительных заводах
России, так и на зарубежных верфях. За период 1992-2006 г.г. построено 259
транспортных судна общим дедвейтом 10,3 млн. т (табл. 12) . При этом необходимо
отметить, что на отечественных заводах построено всего 5,5 %. Более 93% всех
построенных для России судов зарегистрировано под иностранные флаги.
Таблица 12:
Регистрация судов, построенных в 1992-2006 гг. по заказам российских судовладельцев
под национальным и иностранными флагами
|
Год |
Построено судов, всего |
в том числе на национальных верфях |
Флаг регистрации |
иностранный |
национальный |
ед. |
тыс.т дедвейта |
ед. |
тыс.т дедвейта |
ед. |
тыс.т />дедвейта |
в % по дедвейту |
ед. |
тыс.т дедвейта |
в % по дедвейту |
1992 |
44 |
1235,5 |
4 |
24,8 |
12 |
62,9 |
5,0 |
32 |
1172,6 |
95,0 |
1993 |
19 |
290,3 |
3 |
19,5 |
8 |
95,3 |
32,8 |
11 |
195,0 |
67,2 |
1994 |
13 |
215,0 |
4 |
28,1 |
7 |
43,9 |
20,4 |
6 |
171,0 |
79,6 |
1995 |
13 |
275,4 |
3 |
15,1 |
4 |
27,8 |
10,0 |
9 |
247,6 |
90,0 |
1996 |
21 |
507,1 |
3 |
21,7 |
3 |
21,7 |
4,3 |
18 |
485,4 |
95,7 |
1997 |
16 |
173,9 |
3 |
18,2 |
5 |
54,0 |
31,0 |
11 |
119,9 |
69,0 |
1998 |
23 |
793,1 |
3 |
14,3 |
6 |
93,2 |
11,8 |
17 |
699,9 |
88,2 |
1999 |
13 |
488,2 |
3 |
17,1 |
3 |
17,1 |
3,5 |
10 |
471,1 |
96,5 |
2001 |
10 |
303,2 |
6 |
67,8 |
6 |
67,8 |
22,4 |
4 |
235,4 |
77,6 |
2001 |
5 |
395,0 |
2 |
26,0 |
2 |
26,0 |
6,6 |
3 |
369,0 |
93,4 |
2002 |
12 |
810,8 |
7 |
68,8 |
7 |
68,8 |
8,4 |
5 |
742,0 |
91,6 |
2003 |
15 |
1271,6 |
3 |
60,6 |
2 |
13,2 |
1,0 |
13 |
1258,4 |
99,0 |
2004 |
11 |
575,4 |
1 |
47,2 |
1 |
2,5 |
- |
10 |
572,9 |
99,6 |
2005 |
18 |
1614,0 |
1 |
47,4 |
2 |
10,0 |
0,6 |
16 |
1604,0 |
99,4 |
2006 |
26 |
1383,2 |
2 |
94,8 |
4 |
47,5 |
3,4 |
22 |
1335,7 |
96,6 |
Итого: |
259 |
10331,7 |
48 |
571,4 |
72 |
651,7 |
6,3 |
187 |
9680,0 |
93,7 |
Приведенные выше данные о состоянии и тенденциях развития флота России
следует рассматривать в тесной взаимосвязи с динамикой объемов и структуры
перевозок грузов.
Таблица 13:
Структура морского флота, контролируемого Россией (по состоянию на 01.2007 г.)
|
Наименование судовладельца |
Флот под флагом России, тыс.т дедвейта |
Флот под иностранными флагами, тыс.т дедвейта |
Доля флота под иностранны-ми флагами, % |
Северное МП |
216,8 |
39,7 |
15,4 |
Мурманское МП |
728,4 |
290,9 |
28,5 |
Балтийское МП |
- |
- |
- |
Новороссийское МП |
327,2 |
3460,2 |
91,3 |
Северо-Каспийское МП |
6,5 |
- |
- |
Дальневосточное МП |
646,5 |
296,0 |
31,4 |
Сахалинское МП |
125,5 |
- |
- |
Камчатское МП |
- |
- |
- |
Приморское МП |
89,1 |
769,2 |
89,6 |
Арктическое МП |
67,2 |
- |
- |
Флот прочих судоходных компаний |
3862,2 |
нет данных |
- |
ОАО "Совкомфлот" |
- |
4378,0 |
100,0 |
Итого: |
6069,4 |
9233,9 |
60,3 |
Объем перевозок внешнеторговых грузов России морем за последние годы постоянно
растет с 146,7 млн.т в 1995 г. до 525,0 млн. т в 2006 г., соответственно растет
и стоимость фрахта за перевозку внешнеторговых грузов России. Однако, стоимость
фрахта, полученного российскими судоходными компаниями, ежегодно уменьшается с
1,7 млрд. долл. США в 1992 г. до 0,35 млрд. долл. США в 2006 г.
Объем перевозок грузов, освоенных флотом морских пароходств России, также
ежегодно уменьшается: с 88,6 млн.т в 1992 г. до 17,0 млн. т в 2005 г., т.е. в
5,2 раза. (табл. 14,15).
Таблица 14:
Объем перевозок грузов, освоенных флотом морских пароходств России (млн.т.)
|
Параходства |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Северное МП |
5,30 |
4,67 |
3,35 |
3,09 |
3,27 |
2,87 |
1,46 |
1,72 |
1,72 |
1,65 |
1,64 |
2,03 |
2,07 |
2,29 |
Мурманское МП |
6,88 |
6,61 |
5,36 |
5,89 |
4,61 |
5,47 |
3,36 |
4,52 |
4,36 |
4,51 |
5,37 |
7,06 |
5,92 |
5,26 |
Балтийское МП |
8,80 |
7,67 |
4,58 |
2,06 |
0,24 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Новороссийское МП |
39,76 |
38,92 |
35,88 |
32,47 |
30,93 |
29,28 |
16,18 |
10,63 |
8,28 |
9,75 |
6,95 |
1,02 |
1,53 |
1,36 |
Северо-Касп. МП |
- |
- |
0,11 |
0,08 |
0,07 |
0,04 |
0,03 |
0,04 |
0,08 |
0,18 |
0,11 |
0,09 |
0,10 |
- |
Дальневост. МП |
11,46 |
11,13 |
9,84 |
11,34 |
6,90 |
6,79 |
5,63 |
5,38 |
5,31 |
4,66 |
3,63 |
3,33 |
2,44 |
2,05 |
Сахалинское МП |
8,57 |
6,86 |
5,26 |
4,76 |
3,84 |
2,53 |
1,71 |
1,60 |
1,70 |
1,73 |
2,62 |
2,83 |
3,29 |
3,30 |
Камчатское МП |
1,72 |
1,39 |
0,82 |
0,88 |
0,26 |
0,17 |
0,02 |
0,01 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Приморское МП |
5,80 |
5,19 |
4,45 |
3,38 |
3,23 |
1,99 |
1,47 |
1,71 |
1,80 |
1,98 |
2,39 |
1,06 |
1,32 |
1,11 |
Арктическое МП |
0,33 |
0,26 |
0,15 |
0,18 |
0,36 |
0,26 |
0,32 |
0,29 |
0,28 |
0,78 |
0,31 |
0,24 |
0,36 |
0,30 |
ИТОГО |
88,62 |
82,70 |
69,80 |
64,13 |
53,71 |
49,40 |
30,18 |
25,90 |
23,52 |
25,24 |
23,45 |
17,66 |
17,02 |
15,67 |
Таблица 15:
Объем перевозок, освоенных флотом морских пароходств России по видам плавания, млн.т
|
|
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Всего грузов |
88,62 |
82,70 |
69,80 |
64,13 |
53,71 |
49,40 |
30,18 |
25,90 |
23,52 |
25,24 |
23,45 |
17,64 |
17,02 |
15,66 |
в т.ч. наливные |
39,09 |
37,96 |
31,50 |
27,65 |
26,74 |
23,20 |
15,84 |
10,90 |
8,90 |
10,93 |
9,80 |
4,61 |
3,67 |
3,22 |
        сухие |
49,53 |
44,74 |
38,30 |
36,48 |
26,97 |
26,20 |
14,34 |
15,00 |
14,62 |
14,31 |
13,65 |
13,05 |
13,26 |
12,44 |
Каботаж, всего |
17,15 |
12,00 |
7,90 |
6,71 |
4,93 |
4,60 |
3,62 |
3,80 |
3,92 |
4,03 |
5,72 |
6,20 |
4,65 |
4,92 |
в т.ч. наливные |
3,67 |
2,70 |
1,40 |
0,97 |
0,49 |
0,40 |
0,26 |
0,50 |
0,52 |
0,91 |
2,05 |
2,56 |
0,69 |
0,81 |
        сухие |
13,48 |
9,30 |
6,50 |
5,74 |
4,44 |
4,20 |
3,36 |
3,36 |
3,40 |
3,12 |
3,67 |
3,64 |
3,96 |
4,11 |
Загранплавание, всего |
71,47 |
70,70 |
61,90 |
57,42 |
48,77 |
44,80 |
26,56 |
22,10 |
19,60 |
21,21 |
17,73 |
11,46 |
12,37 |
10,74 |
в т.ч. наливные |
35,42 |
33,70 |
30,60 |
26,68 |
26,25 |
22,80 |
15,59 |
10,40 |
8,38 |
10,02 |
7,75 |
2,05 |
3,07 |
2,41 |
        сухие |
36,05 |
37,00 |
31,30 |
30,74 |
22,53 |
22,00 |
10,97 |
11,70 |
11,22 |
11,19 |
9,98 |
9,41 |
9,30 |
8,33 |
из них Внешнеторговые на условиях доставки
флотом России, всего |
24,20 |
16,40 |
8,30 |
4,83 |
4,53 |
2,10 |
0,82 |
1,33 |
0,95 |
1,86 |
1,35 |
1,25 |
0,86 |
0,90 |
в т.ч. наливные |
12,34 |
9,00 |
2,80 |
1,38 |
1,66 |
0,80 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
          сухие |
11,86 |
7,40 |
5,50 |
3,45 |
2,87 |
1,30 |
0,82 |
1,33 |
0,95 |
1,86 |
1,35 |
1,25 |
0,86 |
0,90 |
ГИФ, всего |
47,27 |
54,30 |
53,60 |
52,59 |
44,24 |
42,70 |
25,74 |
20,77 |
18,65 |
19,35 |
16,38 |
10,21 |
11,51 |
9,84 |
в т.ч. наливные |
23,08 |
24,70 |
27,90 |
27,30 |
24,58 |
22,00 |
15,59 |
10,40 |
8,38 |
10,02 |
7,75 |
2,05 |
3,07 |
2,41 |
          сухие |
24,19 |
29,60 |
25,70 |
25,29 |
19,66 |
20,70 |
10,15 |
10,37 |
10,27 |
9,33 |
8,63 |
8,16 |
8,44 |
7,43 |
Объем перевозок грузов в каботаже за последние 10 лет сократился в 3,6 раза,
однако с 1999 года наблюдается тенденция ежегодного роста таких перевозок
(в 1,3 раза за шесть лет).
В загранплавании объем перевозок грузов за тот же период сократился в 5,8 раза
и продолжает сокращаться.
Сравнительный анализ тенденции в развитии флота морских пароходств и объёмов
перевозок грузов показывает, что за последние 7 лет (2000-2006 г.г.) темпы
снижения объёмов перевозок грузов выше, чем темпы сокращения флота. Это
объясняется тем, что флот, оставшийся на балансе морских пароходств, с каждым
годом становится всё менее конкурентоспособным, что подтверждается ежегодным
снижением объёмов чистой валютной выручки.
Таблица 16:
Бюджет времени транспортного флота морских пароходств России
|
Показатели |
1992 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
Общий календарный период, млн. тоннаже-сут. |
3864,5 |
3043,2 |
2387,0 |
1899,2 |
1426,5 |
1121,4 |
1002,3 |
928,9 |
901,2 |
993,2 |
998,6 |
|
Тоннаже-сутки в эксплуатации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Транспортный флот в т.ч.: |
3427,6 |
2747,1 |
2189,1 |
1724,8 |
1266,8 |
1015,0 |
911,6 |
806,6 |
851,5 |
946,4 |
946,2 |
|
        сухогрузный |
2039,9 |
1576,1 |
1170,0 |
884,1 |
708,1 |
606,9 |
569,9 |
530,3 |
542,2 |
670,5 |
667,0 |
|
        наливной |
925,5 |
688,0 |
610,1 |
493,6 |
388,9 |
368,8 |
303,3 |
266,6 |
309,3 |
275,9 |
279,2 |
|
        комбинированный |
462,2 |
483,0 |
409,0 |
347,1 |
169,8 |
39,3 |
38,4 |
9,7 |
- |
- |
- |
|
Из них:
в тайм-чартере |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Транспортный флот в т.ч. |
215,1 |
1169,1 |
839,4 |
745,8 |
468,9 |
309,8 |
312,1 |
252,3 |
284,1 |
443,7 |
522,3 |
|
        сухогрузный |
146,9 |
619,1 |
453,4 |
272,8 |
224,1 |
181,9 |
192,3 |
184,1 |
204,0 |
315,2 |
340,3 |
|
        наливной |
68,2 |
140,7 |
194,2 |
259,7 |
161,4 |
101,3 |
118,1 |
68,2 |
80,1 |
128,5 |
182,0 |
|
из них:
комбинированный |
- |
409,3 |
191,7 |
213,3 |
83,4 |
26,6 |
1,7 |
- |
- |
- |
- |
|
Доля работы транспортного флота в тайм-чартере (от тоннаже-суток в эксплуатации),% |
6,3 |
42,6 |
38,8 |
43,2 |
37,0 |
30,5 |
34,2 |
31,3 |
33,3 |
46,9 |
55,2 |
|
Тоннаже-сутки вне эксплуатации транспортный флот, млн. |
436,6 |
297,8 |
198,0 |
137,6 |
102,6 |
106,4 |
90,7 |
122,3 |
49,7 |
46,7 |
52,4 |
|
Доля ремонтного времени, % |
11,3 |
9,8 |
6,7 |
5,5 |
6,2 |
6,1 |
6,6 |
11,0 |
4,8 |
4,2 |
4,6 |
|
Таблица 17:
Основные показатели работы транспортного флота морских пароходств России
|
Показатели |
1992 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
Объемы перевозок, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
всего, млн.т. |
88,62 |
64,13 |
53,71 |
49,40 |
35,62 |
30,18 |
25,90 |
23,53 |
25,24 |
23,45 |
17,06 |
17,02 |
в т.ч.сухие |
49,53 |
36,48 |
26,97 |
26,20 |
17,36 |
14,34 |
15,00 |
14,62 |
14,31 |
13,65 |
13,04 |
13,26 |
        наливные |
39,09 |
27,65 |
26,74 |
23,20 |
18,26 |
15,84 |
10,90 |
8,91 |
10,93 |
9,80 |
4,62 |
3,67 |
Грузооборот, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
всего, млрд. т-м |
222,93 |
160,43 |
122,63 |
112,40 |
82,80 |
63,02 |
52,09 |
50,96 |
47,66 |
35,18 |
25,38 |
26,01 |
в т.ч. сухие |
139,02 |
109,21 |
78,17 |
73,80 |
50,30 |
31,85 |
30,05 |
30,08 |
26,80 |
22,38 |
19,13 |
19,29 |
        наливные |
83,91 |
51,22 |
44,46 |
38,60 |
32,50 |
31,17 |
22,04 |
20,88 |
20,86 |
12,80 |
6,25 |
6,72 |
Производительность 1т дедвейта,
т-м/тоннаже-сут. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сухогрузного флота |
66,2 |
67,0 |
59,5 |
65,8 |
67,1 |
71,2 |
71,4 |
70,8 |
67,7 |
68,5 |
|
|
Наливного флота |
75,8 |
64,7 |
70,3 |
78,7 |
73,5 |
80,1 |
69,6 |
75,0 |
68,4 |
68,4 |
|
|
Комбинированного флота |
69,3 |
83,8 |
73,3 |
86,0 |
80,0 |
64,6 |
106,4 |
68,8 |
- |
- |
|
|
Эксплуатационный период, сутки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сухогрузного флота |
328,0 |
336,0 |
342,0 |
328,0 |
332,0 |
329,0 |
336,0 |
338,0 |
347,0 |
348,0 |
|
|
Наливного флота |
319,0 |
316,0 |
329,0 |
331,0 |
315,0 |
338,0 |
325,0 |
287,0 |
341,0 |
345,0 |
|
|
Комбинированного флота |
304,0 |
332,0 |
310,0 |
341,0 |
314,0 |
313,0 |
352,0 |
212,0 |
- |
- |
|
|
Приведенные статистические данные позволяют отметить следующие положительные тенденции:
- существенно снизились темпы выбытия флота с баланса морских пароходств;
- за последние пять лет морской флот, эксплуатируемый под национальным флагом, по дедвейту увеличился на 2,5%;
- интенсивно обновляется наливной флот России под иностранными флагами.
.
Несомненно, эти данные не позволяют сказать, что морской флот России возрождается,
но предпосылки для этого реально появились.
|
|