Главная  Обратная связь  Карта сайта   English
Нажмите, чтобы свернуть/развернуть логотип  свернуть
ДАТА:
Единая система информации об обстановке в Мировом океане. Подпрограмма 10. Федеральная целевая программа «Мировой океан».
 Картинка региона или АРМа
www.morinfocenter.ru Ресурсы / Морской транспорт России / Состав флота компаний России
 Морской транспорт
Состояние и развитие морского транспортного флота за период 1992-2007 гг.
Морской транспорт является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Его роль в национальной экономике существенно отличается от других видов транспорта.
Морской транспорт - это главное материальное средство реализации внешней торговли и международных экономических связей России. Около 60% внешнеторгового грузооборота России осуществляется с участием со-временной материально-технической базы морского транспорта Российской Федерации: транспортного и обеспечивающих видов флота, морских портов и перегрузочных комплексов, транспортных коридоров и современных систем обеспечения безопасности мореплавания. Основой морского транспорта является флот.
Россия среди других морских держав занимает в 2007 году 30 место по тоннажу флота, если исходить из формальной регистрации судов под национальным флагом. Но фактически - по общему тоннажу всего контролируемого флота, то есть с учетом судов российских судовладельцев под "удобными" флагами - наша страна, по подсчетам иностранных экспертов, находится на 13-м месте в мире, сразу после Великобритании, Дании и опережая такие страны, как Италия, Турция.

    В составе морского флота, контролируемого Россией, по состоянию на 01.02.2007 г. можно выделить следующие группы судов (табл. 1):
  • флот морских пароходств - 174 судна общим дедвейтом 2,2 млн.т, что составляет 14,4% от общего тоннажа флота России;
  • флот прочих судоходных компаний России, в том числе суда смешанного "река-море" плавания речных пароходств, зарегистрированные в морских портах России и используемые на перевозках грузов морем - 1206 судов общим дедвейтом 3,9 млн. т (25,2 %);
  • флот судоходных компаний России, зарегистрированный под иностранными флагами - 156 судов общим дедвейтом 9,2 млн.т (60,3%), в том числе флот ОАО "Совкомфлот" - 58 судов общим дедвейтом 4,4 млн.т (28,6%).

Таблица 1:
Морской транспортный флот России по районам регистрации судов на 01.02.2007 г.
Пароходство,порт приписки Флот морских пароходств Флот прочих судоходных компаний Итого под флагом России Флот компаний под иностранными флагами Всего флот, контролируемый Россией
ед. тыс. т ед. тыс. т ед. тыс. т ед. тыс. т ед. тыс. т
Северное МП (Архангельск) 36 216,8 22 50.1 58 266,9 8 39,7 66 306,6
Мурманское МП (Мурманск) 33 728,4 47 199,9 80 928,3 12 290,8 92 1219,1
Балтийское МП (Санкт-Петербург, Калининград) - - 344 1219,7 344 1219,7 - - 344 1219,7
Новороссийское МП (Новороссийск, Туапсе, Таганрог) 12 327,2 283 990,7 295 1317,9 50 3460,2 345 4778,1
Северо-Каспийское МП (Астрахань, Махачкала) 2 6,5 139 534,4 141 540,9 - - 141 540,9
Дальневосточное МП (Владивосток) 44 646,5 126 371,6 170 1018,1 17 296,0 187 1314,1
Сахалинское МП (Холмск, Ванино, Корсаков) 20 125,5 68 117,9 88 243,4 - - 88 243,4
Камчатское МП (Петропавловск-Камчатский, Магадан) - - 73 89,7 73 89,7 - - 73 89,7
Приморское МП (Находка) 10 89,1 104 288,2 114 377,3 11 769,2 125 1146,5
Арктическое МП (Тикси) 17 67,2 - - 17 67,2 - - 17 67,2
ОАО "Совкомфлот" - - - - - - 58 4378,0 58 4378,0
ИТОГО: 174 2207,2 1206 3862,2 1380 6069,4 156 9233,9 1536 15303,3

Таким образом, общее количество судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, по состоянию на начало 2007 года составляет 1536 судов общим дедвейтом 15,3 млн.т, из которых 60,3% тоннажа эксплуатируется под иностранными флагами. В 1992 году эта величина составляла только 18,4%.
Кроме того, в Российском международном реестре судов на начало 2007 года зарегистрировано 140 судов общим дедвейтом около 600 тыс. т., в основном, это суда смешанного река-море плавания.
Динамика наличия морского транспортного флота, контролируемого Россией, за период 1992-2006 годы приведена в табл. 2-9.
Статистические данные показывают, что, в целом, флот, контролируемый Россией, за этот период изменился: по дедвейту флот увеличился на 17,8%, а по числу судов увеличился - в 1,8 раза.
    Однако структура флота существенно изменилась по ряду признаков:
  1. Флот морских пароходств сократился с 10,6 млн.т до 2,2 млн.т, т.е. в 4,8 раза.
    К настоящему времени уже не существует Балтийского пароходства, нет ни одного судна на балансе Камчатского пароходства, флот Сахалинского пароходства сократился на 67%, Новороссийского - на 92%, Северного на 63,0%, Приморского - на 80,0%, Дальневосточного - на 65,6% (табл. 7-9).
    Однако следует отметить, что в последние годы темпы выбытия флота с баланса Морских пароходств существенно снизились. Если в 1995-1998 гг. выбытие флота составляло 1,0-1,6 млн.т дедвейта в год, то в 1999 году - 0,6 млн.т, а в 2000-2005 годах всего по 0,2 млн. тонн. В 2006 году выбытие флота составило 207,5 тыс. тонн, в том числе флот Дальневосточ-ного пароходства - 90,0 тыс. тонн и флот Приморского пароходства - 62,0 тыс. тонн.
  2. Появился флот прочих судоходных компаний, за счет списания судов с баланса морских и речных пароходств, за счет перевода судов из других отраслей (рыбопромысловый и военный флот), а также за счет строительства новых судов для малых судоходных компаний. Средний дедвейт судов таких судоходных компаний составляет 3,2 тыс.т, средний возраст - 24,0 года. Однако в составе этих компаний насчитывается 27 судов возрастом до 5 лет, и 50 судов возрастом до 10 лет.
  3. В состав флота прочих судоходных компаний входят также суда смешанного "река-море" плавания речных пароходств, зарегистрирован-ные в морских портах России и используемые на перевозках грузов морем. Таких судов насчитывается около 400 единиц общим дедвейтом 1,2 млн. тонн.
  4. Флот под иностранными флагами, контролируемый Россией, за анализируемый период увеличился в 3,9 раза (табл. 4-6).

    • Основными причинами такой динамики являются:
    • высокая доля налогов (включая сборы, пошлины и другие отчисления) в стоимости транспортных услуг, особенно по сравнению с компаниями стран "удобного флага", с которыми конкурирует флот России на мировом фрахтовом рынке;
    • 90% новых судов, построенных для российских судовладельцев, регистрируются под иностранные флаги, так как флот, в основном, строится на кредиты зарубежных банков. Для обеспечения возвратности своих вложений иностранные кредиторы требуют регистрации новых судов в странах "удобного" флага, и российские судовладельцы вынуждены выполнять эти требования.
    Наряду с сокращением балансового флота морских пароходств для анализируемого периода характерна устойчивая тенденция по обновлению флота России, эксплуатируемого под иностранными флагами. Так, в Приморском пароходстве в 2006 году под иностранными флагами эксплуатировалось флота в 8,6 раза больше, чем под российским флагом, в Новорос-сийском пароходстве больше в 10,5 раза (табл. 13).
  5. Структура флота, контролируемого Россией, по назначениям судов также значительно изменилась (табл. 2-3).
    Доля сухогрузного флота уменьшилась на 1,5 млн. т дедвейта (на 22,8%), а доля наливного флота увеличилась на 5,8 млн. т дедвейта (в 2,3 раза), доля комбинированного флота уменьшилась на 1,9 млн. т (в 17 раз).
    • В составе сухогрузного флота за анализируемый период сократилась доля специализированных судов:
    • судов типа "РО-РО" - в 7,6 раз;
    • паромов - в 1,6 раза;
    • ледокольно-транспортных судов - в 1,8 раза;
    • лесовозов - в 3,3 раза;
    Увеличилась лишь доля рефрижераторных судов (в 3,8 раза) за счет перевода небольших судов рыбопромыслового флота и приобретения судов, бывших в эксплуатации. Доля судов универсального назначения по дедвейту увеличилась в 1,5 раза, а по числу судов увеличилась в 3,6 раза, в основном, за счет судов "река-море" плавания.
    Доля сухогрузных судов под национальным флагом составляет 72,0%, а под иностранными флагами всего 8%.
    В составе наливного флота можно отметить появление специализированных танкеров для перевозки химических грузов.
    Наиболее интенсивно морской флот России за последние годы пополнялся именно за счет танкеров, при этом 80,0% всех наливных судов зарегистрировано под иностранными флагами, со средним возрастом до 10 лет. Исходя из вышесказанного, можно отметить, что Россия располагает современным конкурентоспособным наливным флотом и продолжает его развивать дальше.
  6. Возрастная структура морского флота, контролируемого Россией, такова (табл. 7):
    • флот морских пароходств - средний возраст судов (по числу судов) на начало 2007 года составляет - 25,4 года;
    • флот прочих судоходных компаний - 24,0 года;
    • флот оффшорных компаний - 10,9 лет;
    • флот ОАО "Совкомфлот" - 7,9 года.

Таким образом, можно отметить, что средний возраст судов под флагом Российской Федерации составляет более 24,7 года, а под иностранными флагами - 9,4 года.
Доля судов возрастом свыше 15 лет в составе флота морских пароходств составляет более 75%, прочих судоходных компаний - 71%, а в составе флота под иностранными флагами таких судов всего 10%. Практически нет таких судов в ОАО "Совкомфлот".

Таблица 2:
Состав морского флота, контролируемого Россией, по назначениям (по состоянию на 01.2007 г.)
Вид флота, назначение Всего флот контролируемый Россией в том числе
Флот морских пароходств Флот прочих компаний Флот компаний под иностранным флагом Флот ОАО "Совкомфлот"
ед. тыс. т ед. тыс. т ед. тыс. т ед. тыс. т ед. тыс. т
Сухогрузный флот 1024 5071,4 147 1673,4 830 2675,0 37 626,4 10 96,6
в т.ч. Рефрижераторы 154 313,9 2 0,5 152 313,4 - - - -
Ролкеры 6 30,1 5 27,1 - - 1 3,0 - -
Паромы 10 13,2 2 5,2 8 8,0 - - - -
Многоцелевые 10 96,6 - - - - - - 10 96,6
Универсальные 691 2412,2 22 113,9 668 2296,1 1 2,2 - -
Ледокольно-транспортные 14 284,5 11 224,7 - - 3 59,8 - -
Лесовозы 68 456,9 61 419,4 - - 7 37,5 - -
Контейнеровозы 27 398,1 12 142,9 1 33,2 14 222,0 - -
Навалочные 44 1065,9 32 739,7 1 24,3 11 301,9 - -
Наливной флот 423 10087,1 23 528,8 292 1053,4 61 4229,4 47 4275,5
в т.ч. Танкеры 399 9233,9 23 528,8 287 1035,6 58 4090,5 31 3579,0
Химовозы 20 727,3 - - 5 17,8 3 138,9 12 570,6
Газовозы 4 125,9 - - - - - - 4 125,9
Комбинированный флот 36 119,0 - - 36 119,0 - - - -
Пассажирский флот 53 25,7 4 5,0 48 14,9 - - 1 5,8
ТРАНСПОРТНЫЙ ФЛОТ 1536 15303,3 174 2207,2 1206 3862,2 98 4855,9 58 4378,0

Таблица 3:
Динамика морского флота, контролируемого Россией, за 1992-2007 г.г. по назначениям
Вид флота, назначение Всего флот, контролируемый Россией Отношение 2007г./1992 г.

по дедвейту
01.1992 г. 01.2007 г.
ед. тыс.т. ед. тыс.т. %
Сухогрузный флот 690 6562,5 1024 5071,4 77,2 %
в т.ч. Тяжеловозы 2 6,4 - - -
Рефрижераторы 19 82,9 154 313,9 378,6 %
Ролкеры 25 229,9 6 30,1 13,1 %
Паромы 9 20,7 10 13,2 63,7 %
Многоцелевые 28 415,8 10 96,6 23,2 %
Универсальные 194 1644,8 691 2412,2 146,6 %
Лихтеровозы 2 73,9 - - 0
Ледок-транспортные 31 484,2 14 284,5 58,7 %
Лесовозы 270 1514,9 68 456,9 30,1 %
Контейнеровозы 44 719,8 27 398,1 55,3 %
Навалочные 56 1274,0 44 1065,9 83,6 %
Барже-буксирные 10 96,1 - - 0
Наливной флот 123 4335,7 42396,1 10087,1 232,6 %
в т.ч. Танкеры 118 4315,7 399 9233,9 213,9 %
Химовозы - - 20 727,3 100,0 %
Газовозы     4 125,9 100,0 %
Виновозы 5 20,0     0
Комбинированный флот 22 2047,1 36 119,0 5,8 %
Пассажирский флот 27 35,3 53 25,7 72,8
ТРАНСПОРТНЫЙ ФЛОТ 862 12980,6 1536 15303,30 117,8 %

Таблица 4:
Наличие морского транспортного флота, контролируемого Россией, за период 1992-1997 гг.
  Наличие на 01.1992г. Наличие на 01.1993г. Наличие на 01.1994г. Наличие на 01.1995г. Наличие на 01.1996г. Наличие на 01.1997г.
ед. тыс.т. ед. тыс.т. ед. тыс.т. ед. тыс.т. ед. тыс.т. ед. тыс.т.
1. Флот под флагом России 799 10593,6 782 10348,1 757 9235,8 877 9533,7 1083 10113,1 1020 9098,2
1.1 Флот морских пароходств 799 10593,6 782 10348,1 692 9021,8 688 8724,9 574 7589,5 464 6358,8
1.2 Флот СП, арендованный флот - - - - - - 22 401,0 27 412,6 29 446,6
1.3 Флот прочих судоходных компаний, с учетом судов река-море плавания - - - - 65 214,0 189 808,8 482 2111,0 527 2292,2
2. Флот под иностранным флагом, контролируемый Россией 63 2387,0 113 3777,3 161 4600,5 173 4895,2 176 5192,2 196 5966,2
2.1 Флот оффшорных компаний морских пароходств 14 371,0 42 623,7 87 1305,8 99 1600,5 105 1987,5 126 2891,8
2.2 Флот ОАО "Совкомфлот" 49 2016,0 71 3153,6 74 3294,7 74 3294,7 71 3204,7 70 3074,7
Всего флот, контролируемый Россией 862 12980,6 895 14125,4 918 13836,3 1050 14428,9 1259 15305,3 1216 15064,9

Таблица 5:
Наличие морского транспортного флота, контролируемого Россией, за период 1998-2003 гг.
  Наличие на 01.1998г. Наличие на 01.1999г. Наличие на 01.2000г. Наличие на 01.2001г. Наличие на 01.2002г. Наличие на 01.2003г.
ед. тыс.т. ед. тыс.т. ед. тыс.т. ед. тыс.т. ед. тыс.т. ед. тыс.т.
1. Флот под флагом России 1014 6819,1 866 5297,4 737 4516,4 1313 6259,1 1291 6238,6 1292 6171,1
1.1 Флот морских пароходств 326 4841,2 293 3860,7 247 3275,1 233 3127,4 218 2962,4 198 2699,3
1.2 Флот прочих судоходных компаний, с учетом судов река-море плавания 636 1677,4 565 1373,0 490 1241,3 1080 3131,7 1073 3276,2 1094 3472,4
2. Флот под иностранным флагом, контролируемый Россией 201 5945,5 199 6379,4 186 6726,4 188 6865,5 183 6633,8 178 6957,2
2.1 Флот оффшорных компаний морских пароходств 132 2925,3 128 3154,6 109 3464,5 111 3603,6 111 3603,6 108 3448,2
2.2 Флот ОАО "Совкомфлот" 69 3020,0 71 3224,8 77 3261,9 77 3261,9 72 3030,2 70 3509,0
Всего флот, контролируемый Россией 1215 12764,6 1065 11676,8 923 11242,8 1501 13124,6 1474 12872,4 1470 13128,9

Таблица 6:
Наличие морского транспортного флота, контролируемого Россией, за период 2004-2007 гг.
  Наличие на 01.2004г. Наличие на 01.2005г. Наличие на 01.2006г. Наличие на 01.2007г.
ед. тыс.т. ед. тыс.т. ед. тыс.т. ед. тыс.т.
1. Флот под флагом России 1384 6528,4 1425 6660,3 1416 6419,0 1380 6069,4
1.1 Флот морских пароходств 204 2667,3 200 2594,2 196 2414,7 174 2207,2
1.2 Флот прочих судоходных компаний, с учетом судов река-море плавания 1180 3915,1 1225 4066,1 1220 4004,3 1070 3363,6
1.3 Флот, зарегестрированный в Российском международном реестре судов - - - - - - 136 498,6
2. Флот под иностранным флагом, контролируемый Россией 147 7425,8 128 6894,6 130 7960,6 156 9233,9
2.1 Флот оффшорных компаний морских пароходств 87 3660,8 83 3631,6 80 4012,4 98 4855,9
2.2 Флот ОАО "Совкомфлот" 60 3765,0 45 3263,0 50 3948,2 58 4378,0
Всего флот, контролируемый Россией 1531 14008,2 1553 13554,9 1546 14379,6 1536 15303,3

Таблица 7:
Наличие транспортных судов морских пароходств России на балансе и эксплуатируемых под флагом России за период 1992-1997 гг.
Параходства Наличие на 01.1992г. Наличие на 01.1993г. Наличие на 01.1994г. Наличие на 01.1995г. Наличие на 01.1996г. Наличие на 01.1997г.
ед. тыс.т. ед. тыс.т. ед. тыс.т. ед. тыс.т. ед. тыс.т. ед. тыс.т.
Северное 118 592,3 112 563,2 106 532,7 105 536,2 100 515,4 89 469,7
Мурманское 63 871,2 63 871,2 46 641,2 41 616,0 38 575,9 36 569,5
Балтийское 168 1888,2 167 1882,4 138 1561,2 116 1319,3 76 813,2 27 357,4
Новороссийское 84 4261,3 83 4132,3 75 3590,8 74 3550,2 69 3221,7 60 2796,2
Северо-Каспийское - - - - 1 1,2 2 4,0 2 4,0 2 4,0
Дальневосточное 183 1878,6 175 1797,1 169 1767,9 169 1773,6 149 1597,7 134 1458,0
Сахалинское 78 386,9 76 378,2 56 259,4 70 349,1 60 288,2 51 251,1
Камчатское 44 196,6 45 200,4 44 198,8 36 165,8 31 142,8 21 113,5
Приморское 38 429,6 38 434,5 35 381,2 33 327,0 27 286,9 22 255,7
Арктическое 23 88,1 23 88,1 22 83,7 22 83,7 22 83,7 22 83,7
Итого 799 10592,8 782 10347,4 692 9018,1 668 8724,9 574 7589,5 464 6358,8

Таблица 8:
Наличие транспортных судов морских пароходств России на балансе и эксплуатируемых под флагом России за период 1998-2003 гг.
Параходства Наличие на 01.1998г. Наличие на 01.1999г. Наличие на 01.2000г. Наличие на 01.2001г. Наличие на 01.2002г. Наличие на 01.2003г.
ед. тыс.т. ед. тыс.т. ед. тыс.т. ед. тыс.т. ед. тыс.т. ед. тыс.т.
Северное 69 368,7 44 285,0 40 239,8 35 209,8 34 209,8 36 215,6
Мурманское 29 515,7 28 511,1 29 513,9 33 574,4 32 566,9 31 554,8
Балтийское 4 38,2 2 31,5 2 - - - - - - -
Новороссийское 52 2152,2 41 1407,7 32 1077,0 30 1029,2 27 914,3 23 84,2
Северо-Каспийское 2 4,0 2 4,0 1 2,7 3 7,1 3 7,0 5 415,4
Дальневосточное 108 1233,6 91 1145,1 84 1090,4 77 1005,4 74 988,9 63 819,1
Сахалинское 41 206,4 33 168,3 15 57,3 15 57,3 15 57,3 8 35,9
Камчатское 19 89,7 17 83,9 9 38,6 7 28,5 - - - -
Приморское 16 149,1 16 149,1 16 149,1 16 149,1 16 151,6 16 151,7
Арктическое 22 83,7 19 74,9 19 74,9 17 66,6 17 66,6 16 62,5
Итого 7362 4841,3 293 3860,9 247 3275,1 233 3127,4 218 2962,4 198 2699,3

Таблица 9:
Наличие транспортных судов морских пароходств России на балансе и эксплуатируемых под флагом России за период 2004-2007 гг.
Параходства Наличие на 01.2004г. Наличие на 01.2005г. Наличие на 01.2006г. Наличие на 01.2007г.
ед. тыс.т. ед. тыс.т. ед. тыс.т. ед. тыс.т.
Северное 36 215,6 37 220,2 37 220,2 36 216,8
Мурманское 34 612,6 33 607,9 35 771,8 33 728,4
Балтийское - - - - - - - -
Новороссийское 17 674,2 16 618,4 12 325,3 12 327,2
Северо-Каспийское 6 21,0 5 16,3 4 14,2 2 6,5
Дальневосточное 61 819,0 57 790,7 55 736,6 44 646,5
Сахалинское 17 106,7 19 122,4 20 128,4 20 125,5
Камчатское - - - - - - - -
Приморское 16 151,5 16 151,5 16 151,5 10 89,1
Арктическое 17 66,7 17 66,7 17 66,7 17 67,2
Итого 204 2667,3 200 2594,2 196 2414,7 174 2207,2

Таблица 10:
Средний возраст флота, контролируемого Россией, по назначениям (по состоянию на 01.2007 г.)
Вид флота, назначение Флот морских пароходств Флот прочих компаний Флот компаний под иностранным флагом Флот ОАО "Совкомфлот"
по числу судов по дедвейту по числу судов по дедвейту по числу судов по дедвейту по числу судов по дедвейту
Сухогрузный флот 25,93 24,8 24,1 23,7 14,8 15,0 16,5 16,5
в т.ч. Рефрижераторы 22,0 22,0 23,1 25,0 - - - -
Ролкеры 26,4 26,4 - - 17,0 17,0 - -
Паромы 20,0 19,6 27,4 23,4 - - - -
Многоцелевые - - - - - - 16,5 16,5
Универсальные 27,5 22,6 24,3 23,5 22,0 22,0 - -
Ледокольно-транспортные 21,5 21,9 - - 24,3 24,3 - -
Лесовозы 27,1 28,4 - - 13,4 14,1 - -
Контейнеровозы 26,6 27,8 19,0 19,0 8,2 8,3 - -
Навалочные 24,5 23,5 29,0 29,0 19,9 17,9 - -
Наливной флот 21,0 20,3 23,7 19,9 8,6 6,4 7,0 6,5
в.т.ч. Танкеры 21,0 20,3 23,6 19,7 8,6 6,3 5,1 5,8
Химовозы - - 28,8 31,2 9,0 9,0 7,2 7,2
Газовозы - - - - - - - -
Комбинированный флот - - 26,6 26,7 - - - -
Пассажирский флот 30,8 28,8 21,5 19,2 - - 38,0 38,0
ТРАНСПОРТНЫЙ ФЛОТ 25,4 23,8 24,0 22,7 10,9 7,5 7,86 6,8

Сравнительный анализ возрастных характеристик мирового и российского флота показывает, что средний возраст судов под российским флагом практически по всем назначениям судов превышает данные по мировому флоту (табл. 11) . Однако, средний возраст флота, контролируемого Россией, под иностранными флагами по всем назначениям, за исключением пассажирского флота, ниже среднего возраста судов мирового флота, даже в сравнении с флотом, зарегистрированным в странах основных "удобных" флагов.

Таблица 11:
Средний возраст судов мирового и российского флота (по состоянию на 1 января 2007 г.)
Назначения судов Мировой флот Флот, контролируемый Россией
под отечественным флагом под иностранным флагом
Танкеры 17,7 22,4 6,9
Химовозы 17,9 28,8 8,1
Газовозы 16,0 - 25,7
Балкеры 15,4 26,7 19,9
Комбинированные суда 19,3 26,6 25,7
Контейнеровозы 10,8 22,8 8,2
Суда универсального назначения 24,1 25,9 22,0
Рефрижераторы 20,5 22,6 -
Ролкеры 19,5 26,4 17,0
Специализированные суда 19,8 26,4 16,5
Пассажирские суда 22,2 26,2 38,0
Паромы 22,3 23,7 -
Транспортный флот 19,133 24,7 9,4

Заказы на строительство новых судов размещаются как на судостроительных заводах России, так и на зарубежных верфях. За период 1992-2006 г.г. построено 259 транспортных судна общим дедвейтом 10,3 млн. т (табл. 12) . При этом необходимо отметить, что на отечественных заводах построено всего 5,5 %. Более 93% всех построенных для России судов зарегистрировано под иностранные флаги.

Таблица 12:
Регистрация судов, построенных в 1992-2006 гг. по заказам российских судовладельцев под национальным и иностранными флагами
Год Построено судов, всего в том числе на национальных верфях Флаг регистрации
иностранный национальный
ед. тыс.т
дедвейта
ед. тыс.т
дедвейта
ед. тыс.т
/>дедвейта
в % по
дедвейту
ед. тыс.т
дедвейта
в % по
дедвейту
1992 44 1235,5 4 24,8 12 62,9 5,0 32 1172,6 95,0
1993 19 290,3 3 19,5 8 95,3 32,8 11 195,0 67,2
1994 13 215,0 4 28,1 7 43,9 20,4 6 171,0 79,6
1995 13 275,4 3 15,1 4 27,8 10,0 9 247,6 90,0
1996 21 507,1 3 21,7 3 21,7 4,3 18 485,4 95,7
1997 16 173,9 3 18,2 5 54,0 31,0 11 119,9 69,0
1998 23 793,1 3 14,3 6 93,2 11,8 17 699,9 88,2
1999 13 488,2 3 17,1 3 17,1 3,5 10 471,1 96,5
2001 10 303,2 6 67,8 6 67,8 22,4 4 235,4 77,6
2001 5 395,0 2 26,0 2 26,0 6,6 3 369,0 93,4
2002 12 810,8 7 68,8 7 68,8 8,4 5 742,0 91,6
2003 15 1271,6 3 60,6 2 13,2 1,0 13 1258,4 99,0
2004 11 575,4 1 47,2 1 2,5 - 10 572,9 99,6
2005 18 1614,0 1 47,4 2 10,0 0,6 16 1604,0 99,4
2006 26 1383,2 2 94,8 4 47,5 3,4 22 1335,7 96,6
Итого: 259 10331,7 48 571,4 72 651,7 6,3 187 9680,0 93,7

Приведенные выше данные о состоянии и тенденциях развития флота России следует рассматривать в тесной взаимосвязи с динамикой объемов и структуры перевозок грузов.

Таблица 13:
Структура морского флота, контролируемого Россией (по состоянию на 01.2007 г.)
Наименование судовладельца Флот под флагом России, тыс.т дедвейта Флот под иностранными флагами, тыс.т дедвейта Доля флота под иностранны-ми флагами, %
Северное МП 216,8 39,7 15,4
Мурманское МП 728,4 290,9 28,5
Балтийское МП - - -
Новороссийское МП 327,2 3460,2 91,3
Северо-Каспийское МП 6,5 - -
Дальневосточное МП 646,5 296,0 31,4
Сахалинское МП 125,5 - -
Камчатское МП - - -
Приморское МП 89,1 769,2 89,6
Арктическое МП 67,2 - -
Флот прочих судоходных компаний 3862,2 нет данных -
ОАО "Совкомфлот" - 4378,0 100,0
Итого: 6069,4 9233,9 60,3

Объем перевозок внешнеторговых грузов России морем за последние годы постоянно растет с 146,7 млн.т в 1995 г. до 525,0 млн. т в 2006 г., соответственно растет и стоимость фрахта за перевозку внешнеторговых грузов России. Однако, стоимость фрахта, полученного российскими судоходными компаниями, ежегодно уменьшается с 1,7 млрд. долл. США в 1992 г. до 0,35 млрд. долл. США в 2006 г.
Объем перевозок грузов, освоенных флотом морских пароходств России, также ежегодно уменьшается: с 88,6 млн.т в 1992 г. до 17,0 млн. т в 2005 г., т.е. в 5,2 раза. (табл. 14,15).

Таблица 14:
Объем перевозок грузов, освоенных флотом морских пароходств России (млн.т.)
Параходства 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Северное МП 5,30 4,67 3,35 3,09 3,27 2,87 1,46 1,72 1,72 1,65 1,64 2,03 2,07 2,29
Мурманское МП 6,88 6,61 5,36 5,89 4,61 5,47 3,36 4,52 4,36 4,51 5,37 7,06 5,92 5,26
Балтийское МП 8,80 7,67 4,58 2,06 0,24 - - - - - - - - -
Новороссийское МП 39,76 38,92 35,88 32,47 30,93 29,28 16,18 10,63 8,28 9,75 6,95 1,02 1,53 1,36
Северо-Касп. МП - - 0,11 0,08 0,07 0,04 0,03 0,04 0,08 0,18 0,11 0,09 0,10 -
Дальневост. МП 11,46 11,13 9,84 11,34 6,90 6,79 5,63 5,38 5,31 4,66 3,63 3,33 2,44 2,05
Сахалинское МП 8,57 6,86 5,26 4,76 3,84 2,53 1,71 1,60 1,70 1,73 2,62 2,83 3,29 3,30
Камчатское МП 1,72 1,39 0,82 0,88 0,26 0,17 0,02 0,01 - - - - - -
Приморское МП 5,80 5,19 4,45 3,38 3,23 1,99 1,47 1,71 1,80 1,98 2,39 1,06 1,32 1,11
Арктическое МП 0,33 0,26 0,15 0,18 0,36 0,26 0,32 0,29 0,28 0,78 0,31 0,24 0,36 0,30
ИТОГО 88,62 82,70 69,80 64,13 53,71 49,40 30,18 25,90 23,52 25,24 23,45 17,66 17,02 15,67

Таблица 15:
Объем перевозок, освоенных флотом морских пароходств России по видам плавания, млн.т
  1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Всего грузов 88,62 82,70 69,80 64,13 53,71 49,40 30,18 25,90 23,52 25,24 23,45 17,64 17,02 15,66
в т.ч. наливные 39,09 37,96 31,50 27,65 26,74 23,20 15,84 10,90 8,90 10,93 9,80 4,61 3,67 3,22
        сухие 49,53 44,74 38,30 36,48 26,97 26,20 14,34 15,00 14,62 14,31 13,65 13,05 13,26 12,44
Каботаж, всего 17,15 12,00 7,90 6,71 4,93 4,60 3,62 3,80 3,92 4,03 5,72 6,20 4,65 4,92
в т.ч. наливные 3,67 2,70 1,40 0,97 0,49 0,40 0,26 0,50 0,52 0,91 2,05 2,56 0,69 0,81
        сухие 13,48 9,30 6,50 5,74 4,44 4,20 3,36 3,36 3,40 3,12 3,67 3,64 3,96 4,11
Загранплавание, всего 71,47 70,70 61,90 57,42 48,77 44,80 26,56 22,10 19,60 21,21 17,73 11,46 12,37 10,74
в т.ч. наливные 35,42 33,70 30,60 26,68 26,25 22,80 15,59 10,40 8,38 10,02 7,75 2,05 3,07 2,41
        сухие 36,05 37,00 31,30 30,74 22,53 22,00 10,97 11,70 11,22 11,19 9,98 9,41 9,30 8,33
из них

Внешнеторговые на условиях доставки флотом России, всего
24,20 16,40 8,30 4,83 4,53 2,10 0,82 1,33 0,95 1,86 1,35 1,25 0,86 0,90
в т.ч. наливные 12,34 9,00 2,80 1,38 1,66 0,80 - - - - - - - -
          сухие 11,86 7,40 5,50 3,45 2,87 1,30 0,82 1,33 0,95 1,86 1,35 1,25 0,86 0,90
ГИФ, всего 47,27 54,30 53,60 52,59 44,24 42,70 25,74 20,77 18,65 19,35 16,38 10,21 11,51 9,84
в т.ч. наливные 23,08 24,70 27,90 27,30 24,58 22,00 15,59 10,40 8,38 10,02 7,75 2,05 3,07 2,41
          сухие 24,19 29,60 25,70 25,29 19,66 20,70 10,15 10,37 10,27 9,33 8,63 8,16 8,44 7,43

Объем перевозок грузов в каботаже за последние 10 лет сократился в 3,6 раза, однако с 1999 года наблюдается тенденция ежегодного роста таких перевозок (в 1,3 раза за шесть лет).
В загранплавании объем перевозок грузов за тот же период сократился в 5,8 раза и продолжает сокращаться.
Сравнительный анализ тенденции в развитии флота морских пароходств и объёмов перевозок грузов показывает, что за последние 7 лет (2000-2006 г.г.) темпы снижения объёмов перевозок грузов выше, чем темпы сокращения флота. Это объясняется тем, что флот, оставшийся на балансе морских пароходств, с каждым годом становится всё менее конкурентоспособным, что подтверждается ежегодным снижением объёмов чистой валютной выручки.

Таблица 16:
Бюджет времени транспортного флота морских пароходств России
Показатели 1992 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Общий календарный период,
млн. тоннаже-сут.
3864,5 3043,2 2387,0 1899,2 1426,5 1121,4 1002,3 928,9 901,2 993,2 998,6  
Тоннаже-сутки в эксплуатации                        
Транспортный флот в т.ч.: 3427,6 2747,1 2189,1 1724,8 1266,8 1015,0 911,6 806,6 851,5 946,4 946,2  
        сухогрузный 2039,9 1576,1 1170,0 884,1 708,1 606,9 569,9 530,3 542,2 670,5 667,0  
        наливной 925,5 688,0 610,1 493,6 388,9 368,8 303,3 266,6 309,3 275,9 279,2  
        комбинированный 462,2 483,0 409,0 347,1 169,8 39,3 38,4 9,7 - - -  
Из них:

в тайм-чартере
                       
Транспортный флот в т.ч. 215,1 1169,1 839,4 745,8 468,9 309,8 312,1 252,3 284,1 443,7 522,3  
        сухогрузный 146,9 619,1 453,4 272,8 224,1 181,9 192,3 184,1 204,0 315,2 340,3  
        наливной 68,2 140,7 194,2 259,7 161,4 101,3 118,1 68,2 80,1 128,5 182,0  
из них:

комбинированный


-


409,3


191,7


213,3


83,4


26,6


1,7


-


-


-


-
 
Доля работы транспортного флота в тайм-чартере (от тоннаже-суток в эксплуатации),% 6,3 42,6 38,8 43,2 37,0 30,5 34,2 31,3 33,3 46,9 55,2  
Тоннаже-сутки вне эксплуатации транспортный флот, млн. 436,6 297,8 198,0 137,6 102,6 106,4 90,7 122,3 49,7 46,7 52,4  
Доля ремонтного времени, % 11,3 9,8 6,7 5,5 6,2 6,1 6,6 11,0 4,8 4,2 4,6  


Таблица 17:
Основные показатели работы транспортного флота морских пароходств России
Показатели 1992 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Объемы перевозок,                        
всего, млн.т. 88,62 64,13 53,71 49,40 35,62 30,18 25,90 23,53 25,24 23,45 17,06 17,02
в т.ч.сухие 49,53 36,48 26,97 26,20 17,36 14,34 15,00 14,62 14,31 13,65 13,04 13,26
        наливные 39,09 27,65 26,74 23,20 18,26 15,84 10,90 8,91 10,93 9,80 4,62 3,67
Грузооборот,                        
всего, млрд. т-м 222,93 160,43 122,63 112,40 82,80 63,02 52,09 50,96 47,66 35,18 25,38 26,01
в т.ч. сухие 139,02 109,21 78,17 73,80 50,30 31,85 30,05 30,08 26,80 22,38 19,13 19,29
        наливные 83,91 51,22 44,46 38,60 32,50 31,17 22,04 20,88 20,86 12,80 6,25 6,72
Производительность 1т дедвейта,
т-м/тоннаже-сут.
                       
Сухогрузного флота 66,2 67,0 59,5 65,8 67,1 71,2 71,4 70,8 67,7 68,5    
Наливного флота 75,8 64,7 70,3 78,7 73,5 80,1 69,6 75,0 68,4 68,4    
Комбинированного флота 69,3 83,8 73,3 86,0 80,0 64,6 106,4 68,8 - -    
Эксплуатационный период, сутки                        
Сухогрузного флота 328,0 336,0 342,0 328,0 332,0 329,0 336,0 338,0 347,0 348,0    
Наливного флота 319,0 316,0 329,0 331,0 315,0 338,0 325,0 287,0 341,0 345,0    
Комбинированного флота 304,0 332,0 310,0 341,0 314,0 313,0 352,0 212,0 - -    

    Приведенные статистические данные позволяют отметить следующие положительные тенденции:
  • существенно снизились темпы выбытия флота с баланса морских пароходств;
  • за последние пять лет морской флот, эксплуатируемый под национальным флагом, по дедвейту увеличился на 2,5%;
  • интенсивно обновляется наливной флот России под иностранными флагами.
  • .
Несомненно, эти данные не позволяют сказать, что морской флот России возрождается, но предпосылки для этого реально появились.
Официальный портал Подпрограммы 10 «Единая система информации об обстановке в Мировом океане» в рамках ФЦП Мировой океан.
Дата обновления: 22/05/2006   Дата создания: 22/05/2006   Количество просмотров всего (сегодня):  288281 (+9)
Портал разработан Центром океанографических данных ВНИИГМИ-МЦД. и ЗАО "ЦНИИМФ"
Контакты - webmaster@cniimf.ru
© 1998-2006 Соглашение об использовании