В виду международного характера судоходства было давно признано, что деятельность, направленная на повышение безопасности
в морском судоходстве, станет более эффективной, если она будет осуществляться на международном уровне, а не отдельными странами, действующими
в одностороннем порядке и без координации с другими странами.
Таковы были предпосылки, которые привели к тому, что конференция, созванная Организацией Объединенных Наций в 1948 году,
приняла Конвенцию, учреждающую Международную морскую организацию (ИМО)1 в качестве первого международного органа, призванного заниматься
исключительно морскими вопросами.
В течение десятилетнего периода между принятием Конвенции и ее вступлением в силу в 1958 году внимание международного
сообщества привлекли другие проблемы, относящиеся к безопасности, но имеющие несколько иные аспекты. Одной из наиболее важных среди них была
угроза загрязнения моря с судов, в особенности загрязнение нефтью, перевозимой на танкерах. Международная конвенция по этому вопросу была принята
в 1954 году, и в январе 1959 года ИМО приняла на себя ответственность за применение этой Конвенции и поощрение участия в ней. Важнейшими целями
ИМО с самого начала стали повышение безопасности на море и предотвращение загрязнения моря.
Организация является единственным специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, имеющим свою штаб-квартиру
в Соединенном Королевстве. В настоящее время она состоит из 162 государств-членов и трех ассоциированных членов. Ее руководящим органом является
Ассамблея, которая проводит заседания один раз каждые два года. Между сессиями Ассамблеи в качестве руководящего органа ИМО действует Совет, состоящий
из 40 правительств-членов, избираемых Ассамблеей.
ИМО является технической организацией, и большая часть ее работы проводится в нескольких комитетах и подкомитетах.
Старейшим из них является Комитет по безопасности на море (КБМ).
В ноябре 1973 года Ассамблея учредила Комитет по защите морской среды (КЗМС). Он отвечает за координацию деятельности
Организации по предотвращению загрязнения морской среды с судов и борьбе с ним.
Имеется несколько подкомитетов, названия которых указывают на вопросы, которыми они занимаются:
Юридический комитет был первоначально учрежден с целью рассмотрения юридических проблем, возникших в результате аварии
в 1967 году танкера Торри Каньон, но впоследствии стал постоянным комитетом. Он отвечает за рассмотрение любых юридических вопросов, входящих
в компетенцию Организации.
Комитет по техническому сотрудничеству отвечает за координацию деятельности Организации по оказанию технической помощи в
морской области, в особенности развивающимся странам.
Комитет по упрощению формальностей отвечает за деятельность и функции ИМО, относящиеся к облегчению международного
морского судоходства. Они направлены на сокращение формальностей и упрощение документации, требуемой от судов при приходе или отходе из портов
или других терминалов.
Все комитеты ИМО открыты для участия всех правительств-членов на равной основе.
Секретариат ИМО возглавляется Генеральным секретарем, которому помогает персонал, состоящий примерно из 300 международных
гражданских служащих. Генеральный секретарь назначается Советом и утверждается Ассамблеей.
ИМО способствовала принятию около 40 конвенций и протоколов и приняла более 800 кодексов и рекомендаций, относящихся к
безопасности на море, предотвращению загрязнения и связанным с этим вопросам.
Безопасность Весьма характерно, что первая конференция, организованная ИМО в 1960 году, касалась проблемы безопасности на море.
Эта конференция приняла Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС), которая вступила в силу в 1965 году,
заменив аналогичную конвенцию, принятую в 1948 году. Конвенция СОЛАС 1960 года охватывала широкий круг мер, направленных на повышение безопасности
судоходства. Они включали:
В 1974 году ИМО приняла новую Конвенцию СОЛАС. Она включала в себя принятые поправки к Конвенции 1960 года и другие
изменения, в том числе усовершенствованную процедуру внесения поправок, согласно которой поправки, одобренные КБМ, вступают в силу в заранее
установленную дату, если они не вызвали возражений у определенного числа государств. Конвенция СОЛАС 1974 года вступила в силу 25 мая 1980 года, и
с тех пор в нее неоднократно вносились изменения с целью учесть технические достижения и изменения в отрасли.
Другими относящимися к безопасности конвенциями, принятыми ИМО, являются:
В 1976 году ИМО приняла Конвенцию о Международной организации морской спутниковой связи (Инмарсат) и Эксплуатационное
соглашение об этой Организации. Конвенция вступила в силу в июле 1979 года, в результате чего была учреждена Организация Инмарсат, которая, как и ИМО,
находится в Лондоне.
Рыболовство настолько отличается от других видов деятельности на море, что ни одна из конвенций ИМО не может непосредственно
применяться к рыболовным судам. Предполагалось, что Торремолиносская международная конвенция по безопасности рыболовных судов 1977 года решит некоторые
из этих проблем, однако из-за технических трудностей Конвенция так и не вступила в силу. Она была изменена протоколом, принятым в 1993 году.
ИМО всегда придавала исключительное значение подготовке судового персонала. В 1978 году Организация созвала конференцию,
которая приняла Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты. Конвенция вступила в силу в апреле 1984 года. Она
впервые установила приемлемые на международном уровне минимальные стандарты для экипажей. В 1995 году Конвенция была пересмотрена с целью предоставить
ИМО полномочия проверять осуществление сторонами Конвенции административных процедур, процедур подготовки кадров и дипломирования. Поправки вступили
в силу в 1997 году.
Предотвращение загрязнения Хотя в Конвенцию по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 года в 1962 году были внесены поправки, авария танкера
Торри Каньон, произошедшая в 1967 году, повлекла принятие ряда конвенций и других документов, включая новые поправки к Конвенции 1954 года,
которые были приняты в 1969 году.
align="justify"Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью
1969 года, установившая право прибрежных государств вмешиваться в случаях аварий, происшедших в открытом море, которые могут привести к загрязнению
нефтью, вступила в силу в 1975 году. Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года и Международная
конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года вместе создали режим для предоставления компенсации
жертвам загрязнения нефтью.
В 1971 году в Конвенцию по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 года были вновь внесены поправки, однако имелось
общее понимание необходимости совершенно нового документа, касающегося борьбы с загрязнением моря с судов, и в 1973 году ИМО созвала большую конференцию
для обсуждения проблемы загрязнения моря с судов в целом. Конференция завершилась принятием первой всеобъемлющей конвенции, посвященной борьбе с
загрязнением, - Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (Конвенция МАРПОЛ).
Конвенция МАРПОЛ регулирует вопросы загрязнения не только нефтью, но также химическими, другими вредными веществами,
мусором и сточными водами. Конвенция значительно сокращает количество нефти, которое может быть сброшено в море с судов, и полностью запрещает такие
сбросы в определенных районах.
В 1978 году ИМО созвала Конференцию по безопасности танкеров и предотвращению загрязнения. Эта Конференция приняла протокол
к Конвенции МАРПОЛ 1973 года, который ввел дополнительные меры, включая требования относительно некоторых эксплуатационных методов и ряд измененных
требований к конструкции. Протокол 1978 года к Конвенции МАРПОЛ 1973 года фактически включает в себя эту Конвенцию с изменениями. Этот объединенный
документ обычно именует как МАРПОЛ 73/78 и вступил в силу в октябре 1983 года. С тех пор в Конвенцию несколько раз вносились поправки.
В 1990 году ИМО приняла Международную конвенцию по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и
сотрудничеству (Конвенция БЗНС). Она нацелена на повышение способности стран ликвидировать чрезвычайные ситуации. Конвенция вступила в силу в мае 1995 года.
В 1996 году ИМО приняла Международную конвенцию об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем
опасных и вредных веществ. Конвенция устанавливает двухъярусную систему обеспечения компенсации в целом приблизительно до 250 млн. фунтов стерлингов.
Она охватывает не только аспекты загрязнения, но и другие опасности, такие как пожар и взрыв.
ИМО выполняет функции Секретариата в связи с Конвенцией по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других
материалов 1972 года (Лондонская конвенция). Она вступила в силу в 1975 году. Конвенция запрещает сброс некоторых веществ, о которых известно, что
они являются особо вредными, и содержит конкретные правила, касающиеся сбросов нескольких других материалов, которые могут представлять опасность
для морской среды и здоровья человека.
Другие вопросы В 1965 году ИМО приняла Конвенцию по облегчению международного морского судоходства. Ее основными целями являются
предотвращение ненужных задержек в морском судоходстве, содействие сотрудничеству между правительствами и обеспечение наиболее высокого практически
возможного уровня унификации формальностей и процедур в портах в связи с приходом, стоянкой и отходом судов. Конвенция вступила в силу в 1967 году.
В 1971 году ИМО, в сотрудничестве с Международным агентством по атомной энергии и Европейским ядерным агентством
Организации экономического сотрудничества и развития, созвала конференцию, которая приняла Конвенцию о гражданской ответственности в области морских
перевозок ядерных материалов.
В 1974 году ИМО приняла Афинскую конвенцию о перевозке морем пассажиров и их багажа, устанавливающую режим ответственности
за ущерб, причиненный пассажирам, перевозимым на морских судах.
Общий вопрос ответственности собственников судов явился предметом конвенции, принятой в 1957 году. В 1976 году ИМО
приняла новую Конвенцию об ограничении ответственности по морским требованиям, в соответствии с которой пределы ответственности в некоторых случаях
были повышены на 300 процентов. Пределы установлены для двух видов требований: требований, связанных со смертью или телесным повреждением, и требований,
связанных с имуществом, таких как повреждение судов, имущества или портовых сооружений.
В 1988 году была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства.
Конвенция направлена на усовершенствование мер в отношении таких инцидентов, как террористические нападения на торговые суда. Она вступила в силу в
марте 1992 года.
Большую часть века спасание на море основывалось на принципе, известном как "без спасения нет вознаграждения"
("no cure, no pay"). Хотя этот принцип во многих случаях успешно использовался, он не учитывал загрязнение: спасатель, который предотвращает
серьезный ущерб в результате загрязнения, но не обеспечивает спасения судна и его груза, не может рассчитывать на компенсацию. Международная
конвенция о спасании 1989 года была принята с целью исправить это упущение. Она вступила в силу в июле 1996 года.
Кодексы и рекомендации ИМО В дополнение к конвенциям и другим официальным договорным актам ИМО приняла несколько сотен рекомендаций по широкому
кругу вопросов.
Некоторые из них представляют собой кодексы, руководства или рекомендуемые практики по важным вопросам, которые не были
сочтены подходящими для урегулирования посредством официальных договорных актов. Хотя рекомендации - в форме кодексов или в иной форме - обычно
не являются юридически обязательными для государств, они служат руководящими указаниями для создания национальных правил и требований. Фактически,
многие правительства применяют положения рекомендаций, включая их полностью или частично в национальное законодательство или правила. В некоторых
случаях важным кодексам придана обязательная сила путем включения в конвенцию ссылок на них.
При необходимости рекомендации могут включать новые требования, которые признаны полезными или необходимыми в свете опыта,
приобретенного в ходе применения ранее принятых положений. В других случаях рекомендации поясняют различные вопросы, возникающие в связи с конкретными
мерами, и тем самым обеспечивают их единообразное толкование и применение во всех странах.
Примерами основных рекомендаций, кодексов и т.д., принятых за истекшие годы, являются:
Другие важные рекомендации посвящены таким вопросам, как системы разделения движения (которые разделяют суда, двигающиеся
в противоположных направлениях, путем установления центральной зоны, где плавание запрещено); принятие технических руководств, таких как Стандартный
морской навигационный словарь-разговорник, Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (совместно с Международной
организацией гражданской авиации) и Руководство по борьбе с загрязнением нефтью; подготовка экипажей; эксплуатационные требования к судовому
оборудованию, и многим другим вопросам. Кроме того, имеются руководства для оказания помощи в осуществлении конкретных конвенций и других документов.
Техническая помощь Целью программы технической помощи является оказание помощи государствам, многие из которых являются развивающимися странами,
в ратификации конвенций ИМО и достижении стандартов, содержащихся в Конвенции СОЛАС и других документах. В качестве составной части этой программы
ИМО нанимает ряд советников и консультантов для предоставления рекомендаций правительствам, и каждый год Организация устраивает или участвует
в многочисленных семинарах, практикумах и других мероприятиях, предназначенных для оказания помощи в осуществлении мер, выработанных ИМО. Некоторые
мероприятия проводятся в штаб-квартире ИМО или в развитых странах, другие - в самих развивающихся странах.
Признавая важность обеспечения лучшего осуществления принятых ею документов, Организация в 1977 году - первая среди
организаций системы ООН - предприняла шаги по учреждению Комитета по техническому сотрудничеству.
Важнейшим элементом программы технической помощи является подготовка кадров. Принятые ИМО меры могут эффективно
осуществляться лишь в том случае, если ответственные лица получат полную профессиональную подготовку, и ИМО оказала помощь в создании или
усовершенствовании морских учебных заведений во многих странах мира. Некоторые из них работают исключительно для удовлетворения национальных
потребностей. Другие созданы с целью удовлетворения потребностей какого-либо региона - весьма полезный подход в тех случаях, когда потребность в
наличии квалифицированного персонала в отдельных странах не настолько велика, чтобы оправдывать существенные финансовые затраты, необходимые для
создания таких учреждений. ИМО также разработала ряд типовых курсов для использования их в учебных заведениях.
В то время как ИМО дает экспертную оценку этих проектов, финансирование обеспечивается из различных источников. Среди
них наиболее важной является Программа развития ООН (ПРООН), а также другие международные организации, такие как Программа Организации Объединенных
Наций по окружающей среде (ЮНЕП), которые в некоторых случаях вносят свой вклад.
Отдельные страны также предоставляют существенные финансовые средства или помогают иным образом, например путем
предоставления возможностей для обучения курсантов и другого персонала из развивающихся стран. Это позволило ИМО создать успешную программу
стипендий, которая на протяжении многих лет помогла подготовить тысячи специалистов.
Наиболее грандиозным из всех проектов ИМО в области технической помощи является Всемирный морской университет в Мальме,
Швеция, который был открыт в 1983 году. Его целью является обеспечение высокого уровня подготовки для граждан развивающихся стран, которые уже достигли
достаточно высокого уровня знаний в своих странах, но которым полезно получить дополнительную интенсивную подготовку. Университет принимает на обучение
на одно- или двухгодичных курсах одновременно около 200 студентов.
align="justify"Другими центрами морской подготовки в рамках программы Организации по оказанию технической помощи являются Институт
морского права ИМО на Мальте и Международная морская академия в Италии.
Международная морская организация работает через посредство ряда специализированных комитетов и подкомитетов. Все эти
органы состоят из представителей государств-членов. Официальные соглашения о сотрудничестве заключены более чем с 30-ю межправительственными организациями,
а примерно 50-ти неправительственным международным организациям предоставлен консультативный статус для их участия в работе различных органов в качестве
наблюдателей.
Эти организации представляют широкие морские, юридические и экологические круги и содействуют работе различных органов и
комитетов путем предоставления информации, документов и экспертных заключений. Однако ни одна из этих организаций не имеет права голоса.
Разработка конвенции обычно начинается в рамках комитета или подкомитета; проект подготовленного документа представляется
на конференцию, для участия в которой приглашаются делегации из всех государств в рамках системы Организации Объединенных Наций, включая государства,
которые могут не являться членами ИМО. Конференция принимает окончательный текст, который направляется правительствам для ратификации.
Принятый таким образом документ вступает в силу после выполнения некоторых требований, которые всегда включают ратификацию определенным количеством стран.
В общем, чем более важной является конвенция, тем более строгими являются требования по вступлению в силу. Осуществление требований конвенции обязательно
для стран, являющихся ее участниками. Кодексы и рекомендации, принятые Ассамблеей ИМО, не имеют обязательной силы для правительств, однако их содержание
может быть таким же важным и во многих случаях они осуществляются правительствами путем включения их в национальное законодательство.
Тексты конвенций и других документов ИМО, а также публикации по другим вопросам и издания в электронном формате можно прибрести в издательской
службе ИМО: Publishing Service, IMO, 4 Albert Embankment, London SE1 7SR, United Kingdom.
Текущий каталог можно получить по запросу или найти на веб-сайте ИМО: www.imo.org.
Примечания:
1 До 1982 года Организация называлась Межправительственной морской консультативной организацией (ИМКО). 2 Имеет обязательную силу в соответствии с Конвенцией СОЛАС. 3 Имеет обязательную силу в соответствии с конвенциями СОЛАС и МАРПОЛ 73/78. 4 Добавлен к Конвенции СОЛАС в 1994 году. 5 Приобрел обязательную силу в соответствии с Конвенцией СОЛАС в 1998 году.
Ассоциированные члены:
Гонконг, Китай; Макао, Китай; Фарерские Острова
|